18.06.2024 09:47
Общество

Как школьники учатся работать с искусственным интеллектом

Текст:  Мария Набиркина
Больше 200 школьных команд приняли участие в программе по искусственному интеллекту "Сириус.ИИ". 15 из них были приглашены воплощать свои идеи в Образовательный центр "Сириус".
/ Максим Богодвид
Читать на сайте RG.RU

"Сириус.ИИ" - одна из программ "Сириуса" в рамках нацпроекта "Цифровая экономика", которая помогает школьникам 7-11 классов погрузиться в мир искусственного интеллекта.

Сначала ребята проходят 19 бесплатных онлайн-курсов, а чтобы закрепить знания на практике и выбрать направление профессионального развития, могут принять участие в проектных программах.

В "Сириус.ИИ" три этапа. Школьники определяются с темой проекта, объединяются в команды и вместе работают над общей задачей. Команды работают под руководством наставников - экспертов крупнейших технологических компаний и университетов России. Среди них Яндекс, VK, Банк ВТБ, Факультет компьютерных наук ВШЭ, Университет "Сириус". В этом году заявки на участие в программе подали более 1,5 тысячи школьников.

Что интересует школьников? Чему они хотят научить искусственный разум?

Можно ли назвать отдыхом для школьника лето, проведенное на диване с гаджетом

Вот, например, проект, над которым работал в команде одиннадцатиклассник из Санкт-Петербурга Селим Поладов.

"Каждый день множество людей общается в групповых чатах в мессенджерах. Из-за большого потока информации и нехватки времени пользователи могут пропускать важные сообщения, - рассказывает Селим. - Мы разработали прототип системы, которая анализирует текст и его тональность, выделяя основные темы обсуждения и игнорируя малозначимые. Чтобы овладеть таким навыком, нейросеть прошла обучение на 16 тысячах сообщений, часть из которых мы взяли из личных групповых чатов".

"Фишка" в том, что благодаря сводке интеллектуальной системы пользователи всегда будут в курсе основных новостей без необходимости читать всю переписку.

Команда одиннадцатиклассника Никиты Угрюмова из Москвы работала над заданием одного из банков, который дорожит мнением своих клиентов. "Пользователи сервисов регулярно оставляют отзывы на различных интернет-ресурсах, делятся мнением в социальных сетях. Подобные текстовые данные можно собирать и анализировать с помощью технологий искусственного интеллекта: алгоритмы обработки естественного языка помогут определить, что нравится пользователям, а чего им, возможно, не хватает, - объясняет суть Никита. - Мы разработали инструмент, который анализирует отзывы из открытых источников и на основе проведенного анализа предлагает возможные улучшения продуктов компании".

Девятиклассник Илья Чернышов из Ярославской области придумывал с коллегами по команде систему видеоаналитики в столовой Университета "Сириус".

"В час пик в очереди на завтрак, обед или ужин могут одновременно находиться более 50 человек, - делится Илья. - Только в ожидании своего заказа они проводят в столовой до получаса! Чтобы студенты, преподаватели и гости Университета не тратили это время зря, наша команда разработала интеллектуальную систему. Любой может зайти на сайт, где идет прямая трансляция из зоны раздачи еды. Модель ИИ, проанализировав видеопоток с камер наблюдения, подскажет, благоприятное ли сейчас время для того, чтобы пойти в столовую, и даст свой прогноз по числу людей в очереди через 10 минут. Дополнительно мы добавили на сайт панель, с помощью которой можно заказать еду онлайн и получить ее в отдельном окошке выдачи".

Образование Технологии