Деловой туризм, или MICE-туризм, - это не только конференции и форумы, но и многие другие корпоративные мероприятия. Английская аббревиатура расшифровывается следующим образом: Meetings - "корпоративные встречи", Incentives - "тимбилдинги и мотивационные туры для сотрудников", Conferences - "конференции, съезды, форумы, семинары", Events - "выездные корпоративные праздники". Как правило, такие мероприятия планируются заранее, что обеспечивает прогнозируемость и гарантирует стабильный доход индустрии гостеприимства. К тому же деловые поездки и различного рода бизнес-программы не зависят от сезона: люди ездят по делам в любую погоду. Кроме того, это мероприятия с приличной доходностью, поскольку основной пакет услуг оплачивается компанией - заказчиком таких поездок. А крупные компании тратят на подобные вещи очень приличные деньги. По некоторым оценкам, средний чек трехдневного мероприятия составляет порядка 350 тысяч на человека.
По мнению специалистов, наиболее развита инфраструктура для делового туризма в Москве, также называют Санкт-Петербург и Сочи. При этом подчеркивают, что эти города уж сильно перегреты различными мероприятиями. В свое время Ростуризм даже давал рекомендации компаниям, работающим в MICE-индустрии, уходить в регионы.
- Этот сегмент туризма очень важен и востребован. Мы постоянно получаем запросы от столичных компаний на проведение разного рода корпоративных мероприятий на 200-300 человек, - поделился председатель комитета инвестиций и туризма Рязанской области Дмитрий Нефедов. - Запрос есть, и он растет. Раньше выезжали за рубеж - сегодня ищут площадки внутри страны, чтобы было комфортно, качественно, красиво и на разный кошелек. Рост делового туризма в регионе составляет примерно семь процентов. Этому способствует развитие инфраструктуры, которая позволяет проводить деловые мероприятия, конференции, форумы. Если говорить про областной центр, то в Рязани есть гостиничные комплексы с конференц-залами вместимостью до 500 человек. В регионе проводятся федеральные мероприятия в области культуры, здравоохранения, образования. Есть и ежегодные региональные бизнес-форумы международного уровня. Сейчас на федеральном уровне регионам оказывается колоссальная финансовая поддержка, что стимулирует инвесторов вкладываться в развитие туристической отрасли. У нас уже есть проекты создания загородных комплексов с необходимой инфраструктурой для проведения деловых мероприятий, что позволит совместить отдых на природе с организацией делового мероприятия.
Так, конгресс-отель "Амакс" в 2023 году принял 15 различных корпоративных мероприятий, в том числе 10 форумов. Общее число участников - порядка двух тысяч человек. В этом году, несмотря на ремонт, также планируются не менее семи деловых встреч, на которые прибудут около тысячи гостей. А конгресс-отель "Старый город" в прошлом году принял около 30 корпоративных мероприятий, в этом - уже 10.
В регионе проводятся ежегодные мероприятия, которые известны в деловых кругах в России и за рубежом. Рязанская область, как и другие субъекты, подает заявки на проведение федеральных мероприятий. Так, буквально на днях стало известно, что в 2025 году Рязань станет столицей Всероссийского фестиваля "Архитектурное наследие". И все же если говорить про долю делового туризма в общем потоке гостей региона, то пока, как признается Дмитрий Нефедов, процент небольшой. И одна из задач для развития в том числе делового туризма - наращивание номерного фонда.
По мнению специалистов, для привлечения в регион корпоративных туристов необходим ряд факторов. Это транспортная доступность, удобная транспортная логистика. Наличие отелей уровня четыре-пять звезд. А также возможность интересно провести время, увидеть что-то нетривиальное. Не последнюю роль играет и принцип одного окна: участники форумов и конференций не должны бы далеко ходить, тем более ездить из одного места в другое. Хорошая площадка позволяет провести целый день в одной локации.
- Деловой туризм - это комфортная для общения среда плюс вероятность что-то посмотреть, - считает представитель форума "Территория возможностей", специализирующегося на цифровых технологиях и организации деловых туров, Станислав Гогов. - Этот сегмент туриста очень привередлив: если заплатил 100 тысяч за три дня, то нигде не должно выскочить дополнительной платы, не должно быть накладок и ожиданий. В хороших отелях в штат вводят отдельного MICE-администратора. К тому же у каждой деловой поездки должна быть цель. Как правило, для предпринимателей это общение в неформальной обстановке, совмещение профессионального разговора с элитным туризмом, новые связи, вхождение в комьюнити. Для этого специалист выбирает место. Мы делали такие деловые туры на Алтай, в Намибию, на Камчатку. Недавно проводили форум в Казани. На мой взгляд, среди регионов, расположенных вокруг Москвы, наибольшие перспективы у Тулы и Ярославля. Они более информационно раскручены. Чтобы продвигать площадки для форумов, надо создавать среду, где предприниматели могут общаться, надо ее прогревать. Нужно привлекающее профессионалов медийное лицо, которому доверяют.
В Туле и в самом деле в последнее время довольно часто проводятся корпоративные мероприятия. Как рассказала менеджер тульского туроператора "Бриз" Светлана Хитеева, сейчас в городе оружейников проводится много различного рода федеральных конференций и форумов. Режим одного окна для корпоративных мероприятий предоставляют и сетевые городские отели, и загородные - как, например, парк-отели "Грумант" или "Азимут" в Ясной Поляне. Создаются новые площадки для проведения деловых мероприятий в новых форматах - например, в творческом индустриальном кластере "Октава", военно-патриотическом парке "Патриот-Тула", федеральных музеях, оснащенных современными техническими средствами. Не хватает, по мнению Светланы Хитеевой, информации о подобных возможностях.