19.06.2024 11:25
Культура

В Орле провели культурный эксперимент для молодежи и не только

Текст:  Елена Бекетова
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №132 (9374)
В Орле в Областной публичной библиотеке имени И. А. Бунина открылась необычная выставка литературных плакатов "Графические истории" по мотивам русской и зарубежной классики. Экспозиция стала итогом двухмесячной авторской образовательной программы, которую совместно провели Мастерская творческих инициатив "Дваслова" и центр чтения Бунинки для детей и молодежи. В культурном эксперименте приняли участие около 50 человек.
В финале челленджа получившиеся истории были оформлены как постеры и представлены как выставка. / Надежда Рипинская
Читать на сайте RG.RU

Через картинки - к классике

Как говорят организаторы, целью было продвижение чтения качественной художественной литературы в молодежной среде, а также исследование возможностей дизайна и графики для популяризации книжной культуры.

- В последние десятилетия произошли серьезные качественные изменения в способах подачи и особенностях восприятия людьми информации. Визуальная культура как яркое, образное и в то же время простое и доступное средство выражения идей активно теснит культуру книги и текста. Кризис чтения отмечался уже давно. И мы как люди, искренне любящие книгу и в то же время работающие в креативной индустрии, решились на эксперимент: попробовали проложить дорогу в бессмертные тексты инструментами дизайна и комикса. Хотелось смахнуть пыль со знакомой с детства классики и вовлечь молодежь в игру, в диалог с большой литературой. Кому-то это может показаться дерзким, но сейчас, когда мы открыли экспозицию, очевидно, что шалость удалась, - рассказывает PR-директор Мастерской "Дваслова" Надежда Рипинская.

Пробный шар организаторы "закатили" 6 января накануне Рождества, под елкой в библиотеке устроив для взрослых и детей большой мастер-класс, на котором гости мероприятия вступили в воображаемую беседу с Гоголем и нарисовали короткие графические истории-комиксы по знаменитой повести о любви кузнеца Вакулы и проделках нечистой силы. И все это было оформлено в импровизированные плакаты.

Результат понравился как участвовавшим в создании этих одностраничных комиксов, так и самой Мастерской "Дваслова". И арт-директор объединения, член Союза дизайнеров России Геннадий Третьяков разработал образовательную программу литературно-художественного челленджа "Графические истории". А начать решили 1 апреля - в юбилейный день рождения Гоголя, - с тем чтобы завершить ко дню рождения Пушкина, который тоже в этом году отметил круглую дату.

Визуальная культура как образное и в то же время доступное средство выражения идей активно теснит культуру книги и текста

Не просто буквы

Оба классика, по словам организаторов, были выбраны не только потому, что они в этом году юбиляры, но, главным образом, за ту невыразимую легкость, уникальное чувство юмора, образность слова, "всемирную отзывчивость" и неисчерпаемую глубину восприятия жизни, которые позволяют читателю вступать в живое общение с их произведениями.

Павел Басинский: Проза Быкова - об испытании смертью

- Меня изначально удивила и заинтриговала эта идея, поскольку в среде профессиональных филологов есть стереотип несколько снисходительного отношения к комиксу. Однако мы как раз перед Рождеством провели встречу с молодой художницей комиксов Полиной Третьяковой, затем с известным комиксистом, иллюстратором Захаром Ящиным - оба они участники Мастерской "Дваслова" - и посмотрели на жанр графических историй другими глазами. Центр чтения с радостью включился в этот созидательный и непредсказуемый творческий процесс, который помогает вчувствоваться в текст. Ведь читать - это не просто складывать буквы в слова. Читая книгу, мы всегда читаем про себя, рисуя эти плакаты. Мы рисовали тоже про себя, и в них отразились наши лица и наше чувствование текста, - поделилась впечатлениями руководитель центра чтения Орловской областной библиотеки имени И. А. Бунина Наталья Меркурьева.

Графическая история

Челлендж был организован в библиотеке как серия встреч-мастерских: в окружении книг участники под руководством профессионалов поэтапно решали новые для себя креативные задачи. В финале челленджа получившиеся истории были оформлены как постеры и представлены как выставка.

Платоновскую премию-2024 получила литературовед Наталья Корниенко

- Мы отталкивались от литературы: выбирали автора, произведение или его фрагмент, читали и анализировали тексты, которые хотелось провизуализировать и прожить. И затем переходили к сценарным планам, раскадровкам, пробам стилистики, поискам композиции. Парадоксом для нас в этом опыте стало то, что гораздо легче челлендж давался тем, кто не занимается графикой и дизайном как будущей профессией. Участники без багажа художественного образования смогли довериться нам, их творческий поиск не был отягощен ответственностью за результат, размышлениями, правильно или неправильно что-то происходит, получается или нет. А мы на протяжении всего челленджа пытались донести до ребят ценность самого пути. Кстати, по этой причине сознательно не взяли формат конкурса или состязания - хотели, чтобы каждый вырос относительно собственного уровня и получил радость от процесса, - рассказал арт-директор Мастерской творческих инициатив "Дваслова" Геннадий Третьяков.

Зачем подавать заявку на Национальную премию в области детской и подростковой литературы

Участие в программе принимали школьники, студенты кафедры дизайна художественно-графического факультета ОГУ имени И. С. Тургенева, Орловского областного колледжа культуры и искусств, учащиеся Центра иностранных языков "Открытый мир" из России, Ирана, Индии, Иордании, Киргизии. Часть плакатов выставки выполнена на английском языке. Среди авторов, чьи произведения превратились в графическую историю, - Пушкин, Гоголь, Шекспир, Кэрролл, Тургенев, Жюль Верн, Айтматов. А также популярностью у рисующих пользовались мифы о подвигах Геракла.

- Для меня как художника комиксов было очень неожиданно увидеть графические истории в виде плаката. Ведь обычно комиксы - это книги либо журналы небольшого размера. Но плакат - большой формат, в который они, как оказалось, тоже отлично вписываются, и сам проект приобретает перспективный выставочный потенциал, - отметил Захар Ящин, один из ведущих творческих мастерских челленджа.

Поскольку, по словам организаторов, проект для них был дорогой преодоления и себя тоже, тема пути стала знаковой и для выставки "Графические истории".

Кстати

Мастерская "Дваслова" планирует сделать выставку передвижной и показать ее в библиотеках и учреждениях культуры города Орла, а также представить на крупных книжных фестивалях России в течение этого года.

В конце месяца экспозиция и авторы проекта будут участвовать в фестивале новой культуры "Белый июнь" в Архангельске, а в сентябре выставка отправится в Челябинск на Всероссийский литературный форум "Рыжий фест" и Южно-Уральскую книжную ярмарку.


Литература Орел