19.06.2024 08:23
Власть

В Соломбале на родине кораблей появится исторический променад

Текст:  Татьяна Сухановская
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №132 (9374)
На малой родине российского флота в архангельской Соломбале появится первая историческая прогулочная зона - совсем скоро на берегах реки Соломбалки жители и гости города смогут не только отдыхать, но и знакомиться с летописью старейшей государственной верфи нашей страны. Здесь, на острове дельты Северной Двины, в 1693 году Петр Первый лично участвовал в закладке корабля "Святой Апостол Павел".
Территория должна сохранить историческое значение и идентичность. / Иван Данилов
Читать на сайте RG.RU

"Российская газета" проверила, как самую короткую набережную города (ее длина составляет всего 350 метров) одевают сегодня в новые исторические одежды.

...Променад, зона отдыха, детская территория: они появятся на обоих берегах Соломбаки меньше чем через год. Собственно, люди никогда не покидали эти берега - вот и сейчас местные рыбаки закинули удочки, несмотря на строительные работы.

- Набережная Соломбалки - победитель голосования. Жители выбрали эту территорию, и наша задача - сделать здесь прогулочную зону. Она популярна не только у соломбальцев, у всех жителей города, приезжающих сюда погулять и подышать воздухом, - говорит глава Архангельска Дмитрий Морев. - Люди тянутся к реке, поэтому в успехе нашего проекта я не сомневаюсь. Важно сделать набережную качественно, хорошо и с соблюдением экологических требований.

Первоначальный проект подкорректировали, чтобы учесть мнение общественности и специалистов-историков.

- Территория должна сохранить историческое значение и идентичность, поэтому я позвонил директору Северного морского музея Евгению Тенетову, - рассказал спецкору "РГ" Дмитрий Морев. - Арт-объекты, которые мы планируем установить на набережной, призваны знакомить северян и гостей Поморья с летописью кораблестроения и становления всего российского флота. Все должны знать, чем знаменита Соломбала.

В XVIII веке, с самого начала создания верфи, - пояснил Евгений Тенетов. - Эта логистика позволяла кораблестроителям направить суда сразу в широкий рукав Северной Двины. По сути, это исторический городской и природный объект. Поэтому история должна быть отражена в стиле, оформлении и дизайне набережной.

Евгений Тенетов предложил использовать в оформлении набережной не только информационные стенды, но и деревянный катер "Соломбалец" - любимый вид транспорта жителей острова на протяжении последних ста лет.

"РГ" тем временем отметила, что работу строителей контролируют не только власти. Депутаты, а также члены общественного совета следят за сроками, соответствием проектной документации и даже вносят в нее коррективы. Как рассказал член окружного общественного совета Соломбалы Алексей Бельков, землеустроительные работы для подготовки основания дорожек по настоянию соломбальцев перевели в ручной режим - это позволит сохранить деревья, растущие по берегам. Более того, ранее поврежденные корни подрядчики обработали садовым варом.

- По берегу, где находится сама набережная, ситуация еще сложнее. Здесь корни деревьев выступают прямо на поверхность. Мы предложили общественникам еще раз обсудить: оставить тропу аллеи нетронутой, чтобы не повредить зеленые насаждения, или все же заниматься устройством дорожки с отсевом. Это мнение примем во внимание, - отметил Дмитрий Морев.

Тем временем подрядчик занимается демонтажом старого деревянного настила. Новая набережная будет выполнена из террасной доски, на ней оборудуют смотровую площадку, установят скамейки, шезлонги и освещение. Подрядчики рассказали, что настил будет устроен на металлических винтовых сваях высотой шесть и семь метров. При этом деревянные "фасадные" сваи вдоль реки останутся. Стенды, которые расскажут об истории корабельной стороны, будут установлены в конце.

Набережная благоустраивается в рамках президентского нацпроекта "Жилье и городская среда". Объем большой, поэтому подрядчик завершить проект следующей весной. Но основная часть работ запланирована на год текущий: "Как минимум, 90 процентов", - подтвердили в администрации Архангельска. Многое сейчас зависит от поставки светильников, торшеров, мафов - материалы уже заказываются. Озвучена и общая стоимость проекта - около 139 миллионов рублей.

Прямая речь

Дмитрий Морев, глава Архангельска:

- Для украшения набережной реки Соломбалки мы ищем лодки и легендарные катера "Соломбалец". Многие десятилетия "Соломбалец" был одним из символов Соломбалы и островов Архангельска. Удобное и надежное судно шили как на производстве, так и самостоятельно по чертежам. И по сей день во дворах частных домов Кемского поселка можно встретить катера, которые давно не эксплуатируются. Если вы владеете такой лодкой и готовы подарить ее городу в год юбилея Архангельска, то напишите об этом в комментариях к посту на моей странице ВК или в личных сообщениях сообщества.

СЗФО Архангельск Регионы