19.06.2024 17:19

Социальную миссию отечественного франчайзинга обсуждали на ПМЭФ

Франчайзинговая модель масштабирования бизнеса оставляет в выигрыше не только правообладателя и лицензиата, но также государство и общество. Государство, вкладываясь во франчайзинг, может эффективно реализовать программы развития малого и среднего бизнеса, население же получает доступ к качественным товарам и услугам и в конечном счете более комфортной среде для жизни. Как отечественные франшизы способствуют социально-экономическими преобразованиям, обсудили участники сессии "Социально ответственная франшиза" на Петербургском международном экономическом форуме. Дискуссия была организована проектом РБК Франшизы.
/ Антон Сухонос / Росконгресс
Читать на сайте RG.RU

2024-й - особый год для российского франчайзинга, отметила соучредитель компании "Франчайзинг-Интеллект", цифровой платформы по франчайзингу Scale IT и модератор сессии Мария Кизима: "30 лет назад в России была запущена первая франшиза, а сегодня впервые в истории ПМЭФ проводится специализированная сессия о социально-ответственной роли франчайзеров. Важно, что на фоне бурного роста последних лет все больше предпринимателей начали фокусировать внимание не только на прибыли, но и на социальном смысле своей деятельности. В 2024 году франчайзер - это не просто бизнесмен. Это инноватор, трендсеттер, визионер и проводник социально-экономических преобразований".

Минобрнауки РФ анонсировало изменения патентного права в интересах IT-индустрии

Среди лидеров рейтингов российских франшиз стабильно присутствует компания 1С. С 1994 года договоры коммерческой концессии с ней заключили более 10 000 предприятий, часть из которых внедряет бухгалтерское ПО в компаниях, а часть занимается аутсорсингом бухгалтерских услуг. "Франчайзинг - уникальный способ совмещать энергию, мобильность, рачительность небольшого частного предприятия, когда сам хозяин чуть ли не за прилавком стоит, с маркетинговой и технологической поддержкой мощного бренда, индустриальное качество и внимание к конкретным нуждам клиента", - рассказал основатель и директор компании, президент Российской ассоциации франчайзинга Борис Нуралиев.

По его словам, именно благодаря франчайзингу малые предприятия могут соперничать с крупными корпорациями: "Из тех франчайзи, с которыми мы подписали договоры до 1997 года, 87% остаются на рынке".

Франчайзинг увеличивает налоговые поступления в региональные бюджеты и создает рабочие места. По словам сомодератора сессии, председателя Совета Общероссийского профессионального Союза участников франчайзингового рынка Галины Радаевой: "За три года рынок франшиз вырос в полтора раза. Франчайзинг кратно умножает налоговые отчисления, побуждая людей к мультипредпринимательству. Когда предприятие запускает франшизу, число сотрудников утраивается".

Не стоит недооценивать и российскую регуляторную среду. Во многом благодаря изменениям в ГК РФ, сделавшим возможным договор коммерческой концессии в его нынешнем виде (с правом диктовать лицензиатам ассортимент товаров и услуг, применять штрафы и так далее), число регистрируемых за год франшиз увеличилось с 1169 в 2011-м до более 9000 в 2023 году. Сопоставимую значимую роль в развитии рынка играет профессиональная инфраструктура: рейтинги, реестры, платформы франшиз.

Мария Кизима напомнила, что в 2024 году заработала платформа по франчайзингу Scale IT, на которой в апреле состоялась первая цифровая сделка по покупке франшизы (бренд ONE PRICE COFFEE): "Франчайзинг помогает быстро масштабировать социально-значимые технологии и инновационные решения за счет трансфера портфеля интеллектуальных прав и комплекса услуг. Мы создали платформу, на которой предприниматель может оформить и защитить все права, которые ему принадлежат, предоставить их по договору коммерческой концессии в рамках цифровой сделки и так же бесшовно зарегистрировать эту сделку в Роспатенте".

Она отметила, что платформа готова к сотрудничеству с другими игроками рынка. "Чем больше платформенных решений появляется, тем больше у регионов инструментов для применения франчайзинга", - подытожила Мария Кизима.

Александр Богатырев: "Инновации и традиции могут прекрасно сосуществовать"

Учитывая социальную значимость франшиз, государству и регионам имеет смысл систематически поддерживать этот вид бизнеса. Образцом эффективного подхода пока остается Москва, где во время пандемии удалось спасти более половины франшиз. По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяны Минеевой, город постоянно находится в диалоге с Российской ассоциацией франчайзинга и другими профессиональными объединениями, и это позволяет держать руку на пульсе, предлагая полезные меры поддержки: компенсации затрат на роялти, льготные кредиты и так далее. "Именно благодаря франчайзингу в Москве скоро будет один миллион предпринимателей. Так что регионам, которые хотели бы минимизировать риски, было бы полезно просто скопировать опыт Москвы. Бренды - а рынок франчайзинга российский на 95% - идут туда, где налажен диалог с бизнесом, имеются площадки и форумы, как в Москве", - отметила она.

Вместе с тем эксперт подчеркнула, что отсутствие единой законодательной базы, своего рода "закона о франчайзинге", может стать проблемой, хотя бы из-за рисков, связанных с подозрениями в дроблении бизнеса в целях налоговой оптимизации: "Когда рынок растет на 60% в год, законодательство так или иначе приходится приводить в соответствие с реалиями. Думаю, это должно стать предметом обсуждения в общественно-профессиональной среде с дальнейшей выработкой предложений для законодателя".

Если регион хочет развивать сектор малого и среднего предпринимательства, он должен поддерживать франчайзинг, считает начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Антон Слободчиков: "У нас нет нефти или газа, зато есть красивая природа, люди и большой предпринимательский потенциал, на два миллиона человек населения 80 000 субъектов малого бизнеса и 170 000 самозанятых. С 2019 года мы активно поддерживаем франчайзинг, организуем образовательные программы, помогаем "упаковывать" и продвигать франшизы. При этом 30% стоимости услуги оплачивает предприниматель, а остальное - центр "Мой бизнес". В 2023 году мы привезли на выставку BUYBRAND 15 региональных франшиз".

У регионов, богатых природными ресурсами, свои сложности, рассказал генеральный директор Фонда ХМАО - Югры "Мой Бизнес" Андрей Зубарев: "Бренды зачастую не хотят идти в города с населением менее 500 000 человек, а у нас небольшие населенные пункты. Впрочем, сегодня некоторые франшизы открываются даже в городах-30-тысячниках. Другая проблема - отсутствие спроса на меры поддержки. Мы компенсируем затраты на лизинговые платежи, однако пока что заявки касались только логистики, никого не заинтересовал лизинг оборудования. Нет от франшиз и заявок по льготным кредитным продуктам".

Регионам нужны понятные модели, на основе которых они могли бы выстраивать инфраструктуру поддержки франчайзинга, отметила генеральный директор АНО "Национальное агентство развития предпринимательства", директор Центра компетенций "Цифровая трансформация бизнеса и государственное управление" Фонда развития цифровой экономики Юлия Алфёрова: "У АСИ есть проект Смартека - библиотека лучших решений для регионов. Условно говоря, Москва предлагает решение, а регионы им пользуются. Франчайзинг правильнее развивать не в режиме директив Минэкономразвития, а следуя мягким рекомендациям. Ведь и сама по себе франшиза, по сути, транслятор новых норм, стандартов. В ее бизнес-модель уже "зашиты" клиентоцентричность, человекоцентричность. Во многом через франшизы начали развиваться инклюзивные подходы, форматы kids friendly, pet friendly".

Интеллектуальная собственность делает из идеи капитал

Важнейший ресурс франчайзера - его франчайзи. Об этом говорили основатель TOPGUN Алексей Локонцев, руководитель регионального направления ПВЗ Wildberries Юлия Кукота и основатель GMTClinic Татьяна Талашкина. При этом Локонцев даже вызвался поручиться перед банками за своих лицензиатов, коль скоро те предоставили бы им льготный кредит под 13% годовых. Кукота в свою очередь рассказала о том, что самому молодому владельцу ПВЗ - 18 лет, то есть этот вид бизнеса идеален для начинающих предпринимателей. В Wildberries всем потенциальным франчайзи помогают выбрать оптимальную локацию, постоянно анализируют условия в разных регионах, чтобы предоставить релевантные тарифы. Ну а в медицине кадры очевидным образом играют определяющую роль. "Специалисты по системной медицине сейчас на вес золота", - отметила Талашкина.

Франшизы реализуются даже в такой необычной сфере, как театральное искусство, рассказал писатель и сценарист Александр Цыпкин. По его словам, одна из его пьес оказалась настолько успешной, что вокруг нее было решено выстроить своего рода экосистему. Региональные театры могут купить права на постановку, при этом им будет предоставлен либо сам текст, либо текст вместе с режиссером, либо текст с режиссером и сценографией, либо же все вышеперечисленное в комплекте с визитом автора. "Изобретайте новое, рынок ждет развития", - подытожил Цыпкин.

О том, как франчайзинг развивается на новых территориях, рассказали председатель правления АО "МСП Банк" Иван Подберезняк и вице-президент ПАО ПСБ Алексей Назаров. В новых регионах не только открываются ПВЗ, но и запускаются программы поддержки предпринимателей, льготные кредитные продукты. Сейчас на новых территориях 60 ПВЗ, планируется в ближайшее время утроить это число. Председатель Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по малому и среднему предпринимательству Александр Демин в свою очередь подчеркнул, что лучший способ поддержки для ветеранов - предоставить им возможность открыть собственное дело. Он считает необходимым разработать для участников боевых действий льготы на покупку франшиз.

В завершение сессии ее участники в очередной раз убедились, что франчайзинг пронизывает все отрасли и сферы жизни от производства до современной драмы. Все высказанные предложения и обозначенные иницативы были зафиксированы для дальнейшей проработки, а эксперты сошлись на том, что необходимо продолжать обмениваться лучшими практиками и решениями, развивать рынок вместе.