20.06.2024 18:01
Власть

Вертолет, которого не хватает: Ка-50 канул в Лету по чьему-то недомыслию

Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №134 (9376)
Специальная военная операция со всей очевидностью показала выдающиеся качества винтокрылой машины Ка-52. Даже за рубежом "Аллигатора" признают лучшим боевым вертолетом в мире. Можно с уверенностью говорить, что это стало закономерностью того, что создавался "Аллигатор" на базе "Черной акулы", которая по ряду характеристик была и осталась лучше, чем Ка-52. И как же не хватает там, где идут сражения, вертолета Ка-50, ставшего сенсацией 1990-х годов. Увы, канувшему в Лету только по чьему-то недомыслию.
Ка-50 оказался идеальной платформой для отработки самых смелых инноваций / Сергей Компанийчев/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Сорок два года назад, 17 июня 1982-го, впервые в воздух поднялся прототип Ка-50, именовавшийся В-80. Его концепция опередила не время, а инертное сознание советских чиновников, имевших право принимать окончательные решения.

Да и на "прогрессивном" Западе не могли поверить, что такую машину можно сконструировать. Наверное, поэтому по кодификации НАТО Ка-50 получил название Hokum, то есть обманщик.

Менее чем через 10 лет полностью состоялся вертолет Ка-50, который уже в 1992 году сыграл главную роль в художественном фильме "Черная акула". В том фильме без всякой инфографики и комбинированных съемок были показаны реальные летные и боевые возможности этого вертолета. Название кинокартины было принято как официальное имя винтокрылой машины.

Российские "мангалы" стали новым танковым трендом во всем мире

Создателя вертолета генерального конструктора фирмы "Камов" Сергея Викторовича Михеева часто упрекали в том, что он сделал ставку на одноместный вариант машины. И действительно, во всем мире и у нас боевые вертолеты проектировали двухместными. А экипаж Ми-24 вообще состоял из трех человек. И никто не хотел понять, что летать начал не только принципиально новый вертолет, но и фактический прототип безэкипажного вертолета-робота. Если бы не топили Ка-50 кабинетными интригами, а еще тридцать лет назад бросили силы на создание роботизированной вертолетной техники, мы бы сегодня первыми в мире имели мощную винтокрылую машину, управляемую искусственным интеллектом.

Боевой ударный вертолет Ка-50 "Черная акула"

Ка-50 оказался идеальной платформой для отработки самых смелых инноваций.

"Черная акула" стала первым вертолетом в России, пилот которого ориентировался не по бумажной, а по цифровой карте. Это давало огромные преимущества в боевом применении. Именно на Ка-50 впервые установили и отработали бортовой комплекс обороны "Витебск", который сегодня наши вертолетчики называют "ангелом-спасителем". На Ка-50 впервые в мире было установлено катапультное вертолетное кресло.

Командование армейской авиации почему-то считало, что боевые вертолеты должны барражировать в воздухе и сами искать цели для атаки. Странно, но они не хотели понять - тихоходный винтокрыл, как бы защищен он ни был, легко уязвим. Опыт спецоперации лишь подтвердил эту истину.

Создатели Ка-50, и прежде всего С.В. Михеев, потратили немало сил, убеждая военных в том, что время свободной охоты прошло. Вертолет должен находиться в постоянной боеготовности в зоне, недоступной для ПВО противника. А цели для него должны искать сухопутные или воздушные разведчики, в том числе беспилотники. И лишь получив точные координаты цели, введя их в бортовой компьютер, пилот Ка-50 стремительно направлял машину в обозначенный район, проводил скоротечную атаку и сразу возвращался на базу. Потребовались десятилетия, чтобы так стали воевать и Ка-52, и Ми-28Н.

А вот Ка-50, на котором впервые успешно опробовали именно такую тактику еще в начале 2001 года на Северном Кавказе, закрыли.

Двухместный Ка-52 стал основным ударным вертолетом СВО, унаследовав лучшие качества одноместного Ка-50. / Сергей Михеев

Конечно, Ка-52 "Аллигатор" достойно продолжает дело своей предшественницы. Но ведь у Ка-50 была более мощная броневая защита и лучшие летно-технические характеристики, в том числе по скоростной маневренности. У фанатов этого вертолета, а их много, еще теплится надежда на то, что одноместный боевой вертолет будет возрожден и станет выпускаться на новом технологическом уровне. Сбудутся ли их мечты - покажет время.

Армия Вооружение России