21.06.2024 18:16
Культура

В путешествие на ядре. В Эрмитаже рассказали подлинную историю Мюнхгаузена

Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №139 (9381)
В Государственном Эрмитаже проходит одна из самых необычных выставок в истории музея. Предмет экспозиции в данном случае - история жизни реального человека, которая превратилась в восхитительный вымысел. Чему сам Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен, а заодно и его высокопоставленная родня, были очень не рады. Но что за дело до этого нам, поклонникам великолепных рассказов о вытаскивании себя из болота за волосы, стрельбе вишневыми косточками и пронзительного фильма Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" с Олегом Янковским в главной роли.
В экспозиции Эрмитажа можно также узнать подробности русско-турецкой войны и даже самим отправить Мюнхгаузена в путешествие на ядре. / Алексей Бронников/ Государственный Эрмитаж
Читать на сайте RG.RU

Кстати, реальный Мюнхгаузен не был бароном. Он родился в 1720 году в городе Боденвердер курфюршества Брауншвейг-Люнебург, а в Санкт-Петербург приехал в 1738 году. И экспозиция под названием "Приключения барона Мюнхгаузена в России", почти цитирующим название знаменитой книги Рудольфа Эриха Распе, разворачивается перед зрителем как свиток и ложится ему под ноги как дорога. Дизайнеры создали для этого специальные криволинейные конструкции, а художники расписали их. Пейзажи родной для Карла Германии сменяет брусчатка мостовых, затем паркет парадных залов петербургских дворцов. А истории, правдивые и не только, посетителям рассказывают старые зеркала из замков с помощью новых мультимедийных технологий. И, как в книге, у каждой части приключений барона Мюнхгаузена есть подзаголовок.

Вообще эта выставка - невероятное смешение подлинной жизни с подлинным искусством. Мюнхгаузен прибыл в Россию в качестве пажа герцога Брауншвейгского Антона Ульриха - жениха принцессы Анны Леопольдовны, племянницы императрицы Анны Иоанновны. Их сын должен был стать императором Иоанном VI. И в витринах можно рассмотреть даже подлинное письмо, с которого начинаются приключения в России. После взятия Очакова во время русско-турецкой войны Антон Ульрих просит прислать ему в Россию двух новых пажей взамен погибших - в ответе Карла есть имя Мюнхгаузена. А в другой витрине, кстати, собственноручные автографы "литературного героя".

Это выставка про историю послепетровской России, особенно времен Анны Иоанновны. И, разумеется, о правде и неправде в искусстве

- Совершенно точно он участвовал в свадебной церемонии, - отмечает автор концепции и куратор выставки Наталья Бахарева, - поэтому далее мы попадаем ко двору Анны Иоановны. И здесь представлены, к примеру, редчайшие, а потому ценнейшие портреты Анны Леопольдовны и ее супруга - с синей лентой ордена Андрея Первозваного, то есть как правителей. Потому что после того, как к власти пришла Елизавета Петровна, портреты малолетнего царя Иоанна и его родителей уничтожались. Таких портретов Анны Леопольдовны сохранилось всего два - у нас и в Русском музее. А портрет Антона Ульриха - вообще единственный в российских собраниях.

В музее кино открывается выставка "Энергия любви. Памяти учителя"

В покоях императрицы - роскошь несчастной курляндской вдовы, дорвавшейся до русских богатств. В этой "главе" - предметы из Бриллиантовой кладовой Эрмитажа: золотой туалетный прибор Анны Иоанновны и серебряный - ее всесильного фаворита Бирона, вещи с бриллиантами, золотые коронационные стопы, золотая погремушка шута.

Вот в витрине как будто перед зеркалом стоит придворная дама в платье с фижмами - ширина юбки почти два метра. Дама стоит спиной, потому что цель -продемонстрировать так называемую складку Ватто, характерную для нарядов XVIII века (французский живописец любил их рисовать). Здесь же - последнее приобретение Эрмитажа из собрания российского коллекционера, исследователя и издателя Назима Мустафаева. 47 пар обуви Эрмитаж приобрел у него осенью прошлого года, на выставке в честь Мюнхгаузена представлены четыре - три пары изящных туфелек 30-х, 40-х и 50-х годов XVIII века рядом с платьем, а в другом разделе - огромные кавалерийские сапоги.

"Я не коснусь описания государственного устройства, искусств, наук и всевозможных достопримечательностей великолепной столицы Российской империи, лучше расскажу о лошадях и собаках - моих лучших друзьях, - эти слова в уста Мюнгхаузена вложил Распе. - Хочется мне поведать еще о русском веселье, об охоте и о разных подвигах, которые украшают честного дворянина больше, чем самый модный и богатый наряд и изысканные манеры". Поэтому в витринах выставки представлены ружья, богатая конская упряжь и даже чертеж здания Конюшенного ведомства, которое при Анне Иоанновне имело высокую башню с флюгером в виде коня. Рассказ о том, как Мюнхгаузен зимой привязал коня к шпилю колокольни, а ночью снег растаял, вполне мог быть "навеян" этим флюгером.

/ Алексей Бронников/ Государственный Эрмитаж

Другие байки герой, вероятно, слышал или рассказывал сам - конечно же, в кабаках. И на эрмитажной выставке есть такое пространство, которое напомнит читателю о генерале, который никогда не пьянел… А еще здесь представлены фрагменты первых петербургских газет - удивительно, о чем они тогда писали! Невероятные чудовища, о находке которых сообщали СМИ, помашут вам своей жуткой лапкой.

В экспозиции Эрмитажа можно узнать также интересные подробности русско-турецкой войны и даже самим отправить Мюнхгаузена в путешествие на ядре. Обнаружить, что оленя с вишневым деревом на голове он не придумал (спойлер: олень Святого Губерта с распятием между рогами - известный в католической церкви символ). Убедиться, что с супругой Якобиной он жил душа в душу, а громкий развод придумал сценарист Григорий Горин. Посмотреть небольшой фильм о приключениях барона, снятый специально для выставки. Но мой вам совет: прежде чем идти в музей, перечитайте книгу. Лучше вместе с детьми - им будет очень интересно увидеть потом реальные иллюстрации.

Прямая речь

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа

Всем известно, что Эрмитаж любит делать выставки про "обманки". Эта выставка посвящена научному анализу истории барона Мюнхгаузена, который показал, что Мюнхгаузен существовал - и не только существовал, но и активно жил при русском дворе. В этом одна из задач настоящей науки: доказать, что фантастика - это вовсе не фантастика.

В то же время здесь много эрмитажных смыслов, она очень серьезная. Это выставка про историю послепетровской России, особенно времен Анны Иоанновны. И, разумеется, о правде и неправде в искусстве, об отношениях между экспонатами и дизайнерским оформлением.

Навигатор

Выставка "Приключения барона Мюнхгаузена в России" будет открыта в Манеже Малого Эрмитажа (из Георгиевского зала Зимнего дворца в него можно попасть через небольшой переход) до 15 сентября. Экспозиция доступна для посещения по входному билету в Главный музейный комплекс.

Музеи и памятники Санкт-Петербург