За последние два с половиной года сегмент цифровых платформ вырос в семь раз. По данным за 2023 год товарооборот на них составил 7,5 триллионов рублей, отмечают в Ассоциации цифровых платформ. Такой быстрый рост не мог остаться незамеченным для традиционных отраслей, в первую очередь ретейла. Тем более, что возникли опасения, что масштабы платформ неизбежно начнут оказывать влияние на другие отрасли. Результатом чего стал целый ряд инициатив, призванных ограничить развитие платформ.
"Я не знаю больше других сегментов российской экономики, которые растут такими темпами. Они дают очень много возможностей с точки зрения поставок своих товаров малым и средним компаниям, которые иначе не могут дотянуться до широкого потребителя. Причем с любой самой широкой географией. Они дают возможности жителям удаленных городов, небольших поселков тоже получить доступ практически к неограниченной полке", - отмечает Андрей Шаронов, глава Ассоциации цифровых платформ.
По словам Шаронова, сегодня речь идет даже не о десятках тысяч, а о "десятках миллионов артикулов, которые можно получить". Однако такие масштабы создают как огромные возможности, так и значительные риски. "Товарооборот семь с половиной триллионов рублей на конец прошлого года", - говорит Шаронов.
Значительным этапом была попытка регулировать онлайн-платформы теми же нормами, что и традиционный ретейл, отмечает Шаронов.
"Пытаться регулировать цифровые платформы так же, как регулируется ритейл, который, конечно, исторически возник раньше и уже есть традиции его регулирования - мне кажется, это совершенно неправильно и неперспективно. Это попытка вогнать в "прокрустово ложе", которое было создано для одной модели бизнеса, совершенно другую модель, которая, так же, как и традиционный ретейл, имеет свои преимущества и недостатки", - говорит он.
Сейчас отрасль онлайн-платформ находится перед очень серьезной развилкой - куда будет двигаться законодательство, отмечает глава АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко. "Встанет ли государство сегодня на сторону бизнеса, на сторону потребителя, либо будет найден компромисс, между одними и другими", - говорит он. По словам Плуготаренко, если баланс существенно смещается в сторону онлайн-платформ, то страдают и продавцы и покупатели - одни получают высокие цены, а другие - низкую доходность.
Отдельная большая история - это влияние онлайн-платформ на "Почту России". В мае 2023 года "Почта России" предложила Минцифры обязать владельцев платформ, ежегодная выручка которых составляет не менее 1 млрд рублей, уплачивать "Почте России" инфраструктурный платеж в размере 0,5% от оборота. Ожидалось, что совокупно эти платежи должны были давать около 30 млрд рублей в год.
Отрасль весьма негативно восприняла эту инициативу. Однако вместо жесткого противостояния в последующие месяцы был найден взаимовыгодный компромисс. В конце сентября Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила оказать содействие в интенсивности использования инфраструктуры "Почты России", закупив услуги и сервисы компании потенциально на 33,5 млрд руб. в 2024 году. Речь шла об использовании инфраструктуры на внутреннем рынке, международных отправлениях и иных видах логистики. Указанная сумма была рассчитана участниками ассоциации. Также платформы указывали на возможность партнерства в области частичной выдачи и оплаты заказа в отделениях "Почты России", приема и возврата средств по выбору покупателя (картой/СБП/наличными), возможности примерки и иных стандартных услуг интернет-магазинов.
"Безусловно нерыночную инициативу о взимании инфраструктурного платежа отрасль поддержать не могла и никогда не поддержит, но в целом мы восприняли это больше как призыв к партнерству - за прошлый год нам удалось активизировать работу с многими крупнейшими компаниями с точки зрения пользования услуг "Почты России", - рассказал "РГ" президент АКИТ Артем Соколов.
По его словам, у каждого игрока рынка сейчас уже согласована дорожная карта планируемых к оказанию услуг, в их составе - доставка (локальная и трансграничная), выдача заказов, перевозка, обработка, сортировка, постаматы, фулфилмент. Дополнительно это могут быть прием или возврат средств по выбору покупателя, возможность примерки и другие стандартные услуги интернет-торговли.
О сотрудничестве с Почтой России за последний год заявили Wildberries, Ozon и ряд других компаний. Накануне Авито сообщило о расширении сотрудничества, в частности о том, что Почта России начала в тестовом режиме выдавать отправления более чем в 70 партнерских пунктах в 33 городах России. В ближайшее время логистический оператор планирует расширить сеть точек на несколько тысяч по стране.
"Почтовая сеть охватывает всю страну, но в больших городах отделения не всегда в шаговой доступности. Партнёрские пункты выдачи часто могут оказаться более удобной локацией. С первых дней запуска сеть пользуется популярностью: в месяц через неё проходит уже порядка 7 000 посылок. Почта сотрудничает с Авито много лет, и мы рады, что первыми оценить новый сервис смогут клиенты площадки", - заявил первый заместитель генерального директора Почты России Максим Цыпин.
"С Почтой России мы вместе запускаем опции, которым ранее не было аналогов: например, первую в мире кросс-доставку, где один заказ доставляют две разные логистические службы, или уникальную для российского рынка оплату при получении в C2C-сделках. Получение заказов в партнерских пунктах выдачи - это пилот, который усилит доступность точек получения и отправки заказов для пользователей. Так, свои посылки можно будет получать даже в небольших розничных магазинах, салонах связи и кафе, сотрудничающих с Почтой. Подобные инициативы мы планируем развивать системно, со всеми нашими ключевыми партнерами", - сообщил директор по логистике Авито Сергей Пустыльник.
Но очевидно, что влияние на другие отрасли крупных онлайн-платформ продолжится. Одним из знаковых событий стало заключение соглашения между Wilberries и одним из крупнейших операторов рекламы компанией Russ, в результате которой, как отмечают собеседники на рынке рекламы, платформа может стать крупнейшим игроком и на рекламном рынке. А значит вскоре снова придется договариваться.