Запрещается перегружать в Европе российский СПГ, отправляемый из Арктики или Балтики, на другие танкеры (иногда с перепродажей его другому собственнику) для последующей отправки в другие страны. Чаще всего такая перегрузка происходила в Бельгии и во Франции.
Перевалка в Европе важна для нашего крупнотоннажного проекта по сжижению газа в Арктике - "Ямал СПГ". За счет нее он мог сократить срок транспортировки своей продукции танкерами ледового класса (их использование дороже) до покупателя, отправляя товар из ЕС уже обычными газовозами.
Как заметила в беседе с "РГ" директор по исследованиям компании "Имплемента" Мария Белова, основной смысл перевалки российского СПГ в европейских портах - это увеличение оборачиваемости и без того дефицитных судов Arc 7, которые используются "Ямал СПГ" и будут эксплуатироваться "Арктик СПГ-2". Запрет на реэкспорт приведет к удорожанию доставки СПГ и снижению загрузки наших арктических заводов. Однако у этой проблемы есть решение: перевалка российского СПГ борт-в-борт в районе Мурманска и круглогодичные поставки СПГ по Северному морскому пути (СМП) в восточном направлении, что уже начал практиковать "НОВАТЭК".
Также перевалка в портах ЕС может быть востребована для отгрузки нашего СПГ со среднетоннажных проектов на Балтике, позволяя экономить на транспортировке, не продавая газ в Европу, перепродавать его через трейдеров с перегрузкой в портах ЕС. Но здесь влияние запрета будет значительно ниже. По Балтике ходят простые суда, а не ледового класса, просто танкерам с нашим СПГ придется доставлять груз непосредственно до покупателя или опять же совершать перегрузку борт-в-борт.
Для Европы запрет перевалки может иметь последствия не только с точки энергетической безопасности, но и торговли. Не случайно именно компании из Европы были бенефициарами торговли не только российским, но и американским СПГ. Наш они покупали в своих портах, а американский непосредственно в США.
Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, кроме того, запрет на перевалку приведет к увеличению масштабов физического свопа (замещения), когда больше российского СПГ будет поставляться на европейские терминалы и европейский рынок, а СПГ других поставщиков будет отправляться в Азию. Что тоже должно выглядеть странно для инициаторов санкций, поясняет эксперт.
Европа уже лидер по импорту российского СПГ. По итогам прошлого года более половины произведенного в России сжиженного газа ушло в ЕС. По данным финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), в среднем в мае страны союза ежедневно импортировали российского СПГ на сумму 38 млн евро.
При этом на инвестиционную привлекательность новых российских проектов по производству СПГ в Арктике запрет перевалки повлияет негативно. Едва ли китайских или ближневосточных инвесторов привлекут проекты, с которых СПГ придется возить в обход всей Европы и половины Азии.
Совет ЕС также запретил делать новые инвестиции и осуществлять поставку товаров, технологий и услуг для завершения уже реализуемых СПГ-проектов, таких как "Арктик СПГ-2" и "Мурманск СПГ". Но это, фактически, повторяет уже существующие ограничения, работающие с прошлого года, и кардинально ничего не меняет.