В странах БРИКС энергетический переход встроен в систему национальных целей государств, и задачи в области климатической повестки связаны как с развитием новых "зеленых" отраслей, так и со снижением негативного экологического воздействия углеродоемких отраслей, в том числе энергетики на ископаемом топливе. Для этих секторов предстоит масштабная модернизация, а значит, нужны деньги для реализации подобных проектов. Чтобы привлекать средства на снижение выбросов парниковых газов в углеродоемких отраслях, как раз требуется широкое внедрение переходного финансирования.
К сожалению, сегодня методологическая база и практика переходного финансирования развиты в гораздо меньшей степени, чем у "зеленого" финансирования. Именно поэтому данный вопрос важно обсуждать с привлечением государственных органов, бизнес-сообщества и экспертов.
"Долгое время переходное финансирование оставалось за скобками обсуждений на международном уровне, но в прошлом году на Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) в Дубае оно стало одной из важных тем, - отметила первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Салугина-Сороковая. - Признание того, что переходные инвестиции соответствуют целям устойчивого развития, позволит сохранить доступ углеродоемких отраслей к международным финансам. Пространство БРИКС - та самая площадка, на которой крайне важно договариваться о методологических подходах к переходному финансированию, чтобы все сектора экономики полноценно участвовали в технологической модернизации и сокращении выбросов".
Общий подход
Одним из приоритетов России на следующей климатической конференции ООН станет именно финансовая повестка, сообщил первый заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов. По его словам, на предстоящей конференции необходимо определить, что включать в "климатическое финансирование", и зафиксировать общее понимание направлений распределения средств, например через таксономии "зеленых" и переходных проектов.
Что касается нашей страны, то она вполне готова к такому диалогу, поскольку еще в 2021 году в России была утверждена таксономия, содержащая критерии и "зеленых", и адаптационных проектов. В перечень адаптационных в этом конкретном случае входят переходные проекты.
Общая система, к примеру, уже выстраивается на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Принятая в России таксономия легла в основу аналогичного документа ЕАЭС.
"У нас уже есть таксономия евразийская. Мы сейчас готовим последний раздел по верификации и валидации, он уже буквально на выходе. Надеюсь, уже в этом году первые финансовые инструменты будут выпущены. Общая таксономия - важный подход и важный инструмент. Она позволяет увязать стандарты понимания климатических проектов, а под этим кроются, конечно, и технологические приоритеты, и госполитика", - рассказал член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
Дополнительный акцент он сделал на том, что стандартизация - главное направление, зафиксированное в приоритетах развития. "Работа по стандартизации, по признанию валидаторов - эти все вопросы должны активно обсуждаться на всех площадках, начиная с БРИКС, ШОС. Потому что без этого трудно предложить какие-то условия финансирования".
Стоит отметить, что снижение выбросов в углеродоемких секторах активно поддерживается странами БРИКС. К примеру, в Китае действует уже семь региональных таксономий переходных проектов.
Не солнцем единым
Развитие переходного финансирования во многом зависит от того, какую стратегию выберет та или иная страна для трансформации своего энергопотребления. В феврале этого года Российское энергетическое агентство представило три сценария развития мировой энергетики на период до 2050 года, где были описаны возможные пути энергоперехода. Согласно наиболее оптимальному сценарию - "Рациональный технологический выбор", - в ближайшем будущем углеводороды останутся важной частью энергобаланса, а скорость энергоперехода будет определяться не политическими амбициями, а скоростью развития технологий.
Россия сегодня идет именно таким рациональным путем. "Мы предпринимаем усилия по сокращению влияния ТЭК на климат - у нас растет выработка электроэнергии за счет возобновляемых источников энергии, но основным энергоресурсом продолжают оставаться углеводороды, - рассказал "РГ" генеральный директор Российского энергетического агентства Минэнерго России Алексей Кулапин. - Западные страны говорят, что энергопереход - это только солнце и ветер. В БРИКС это расценивается по-другому - каждая страна должна сама определить, какой технологический путь она выбирает. При этом у всех стран БРИКС есть национальные цели по достижению климатической нейтральности".
В адаптационную главу российской таксономии вошли технологии, релевантные для нашей страны, в частности газовая генерация, рассказал первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко. "Если мы можем позволить себе использовать более эффективные газовые турбины, и, переходя с угля на газ и частично компенсируя выбросы лесоклиматическими проектами выйти в ноль, и это нам будет стоить меньше, чем переход на солнце и ветер, видимо, так и надо делать", - сказал он.
Тем временем российские компании уже ведут работу по сокращению выбросов парниковых газов на своих производствах. "Мы зарегистрировали недавно первый климатический проект - на двух наших месторождениях переводим электрогенерацию с угольной и нефтяной на менее углеродоемкую сетевую генерацию", - рассказал генеральный директор ПАО "Полюс" Алексей Востоков.
По его словам, отечественный крупный бизнес заинтересован в переходном финансировании, ведь в условиях геополитического давления и возрастающих капитальных расходов переход на низкоуглеродные технологии создает существенный вызов для бизнеса. И здесь нужно содействие со стороны государства и наднациональных организаций, таких как БРИКС.
Участие банков
Создание системы переходного финансирования происходит не только усилиями государственных органов. Активное участие в этом принимает и банковский сектор. Газпромбанк разработал концепцию переходного финансирования БРИКС, согласовал ее с российской частью целевой подгруппы по "зеленому" финансированию в Деловом совете и представил на рассмотрение зарубежным коллегам из стран - участниц объединения. "Это первый в своем роде документ: он поможет определить, какие инвестиции в углеродоемких отраслях соответствуют целям устойчивого развития, и сделать их частью климатического финансирования. Фактически у производств, которые не имеют доступа к "зеленому" финансированию, будет возможность привлекать средства на декарбонизацию своей деятельности", - рассказала "РГ" Екатерина Салугина-Сороковая.
По ее словам, Газпромбанк активно работает со странами БРИКС в рамках повестки устойчивого развития. Помимо концепции переходного финансирования, речь, в частности, идет об инициативах по запуску единой инфраструктуры углеродного рынка и по созданию Ассоциации БРИКС по устойчивому развитию. Ассоциация должна стать отдельной площадкой для экспертов из стран - участниц БРИКС, которые будут заниматься разработкой общих подходов в сферах устойчивого финансирования, углеродных рынков, энергоперехода и в других направлениях повестки устойчивого развития. Ее создание требуется для реализации инициатив, предусматривающих большой объем методологической работы.
Инициатива сформирована на уровне целевой подгруппы по "зеленому" финансированию Делового совета БРИКС, где Газпромбанк является председателем (входит в состав рабочей группы по финансовым услугам и инвестициям под председательством РФПИ). Она согласована с председателями рабочих групп российской части Делового совета БРИКС и получила поддержку зарубежных коллег. Газпромбанком уже подготовлен первый драфт соглашения о создании Ассоциации БРИКС по устойчивому развитию.
"Создание ассоциации станет знаковым событием российского года председательства в БРИКС. Оно сделает сотрудничество стран - участниц объединения еще более продуктивным и поможет продвижению национальных интересов в части устойчивого развития. Такая ассоциация при участии заинтересованных сторон будет способствовать эффективной реализации ключевых инициатив, договоренность по которым уже достигнута, за счет системной методологической работы", - отметила Екатерина Салугина-Сороковая.