Недалеко и неблизко
По словам руководителя управления Роспотребнадзора по РБ Анны Казак, в 2022 году к ним поступило 468 жалоб на сферу ТКО, в 2023-м - 503, а за пять месяцев 2024-го - уже около 300.
- По результатам рассмотрения обращений в 2022 -2024 годах наши специалисты направили в органы местного самоуправления более 200 предложений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации и содержании контейнерных площадок, раздельного сбора отходов, своевременного вывоза на полигоны, - отметила Анна Казак.
Много жалоб на то, что мусорные баки находятся слишком близко к домам и от них неприятно пахнет. Этот вопрос регулируют санитарные правила и нормы, которые муниципалитеты обязаны соблюдать при организации и размещении контейнерных площадок. Так, расстояние от специальных мест накопления отходов до жилых домов, игровых и спортплощадок, а также территорий отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20, но не более 100 метров. А в случае раздельного накопления отходов - не менее восьми, но не более 100 метров.
Главы муниципалитетов утверждают: соблюсти эти требования не всегда реально.
- Установив в районе контейнерные площадки, мы столкнулись с тем, что схема застройки 70-х годов не позволяет выполнять СанПиНы. Несмотря на жалобы населения и предписания надзорных органов, устранить нарушения физически невозможно. Поэтому предлагаем применять эти нормативы только для вновь возводимых объектов. Сегодня же мы тратим значительные средства на оплату штрафов, - сказал глава администрации Туймазинского района Айдар Суфиянов.
По словам специалистов Роспотребнадзора, изменить СанПиНы сложно, так как все предложения необходимо обосновать научными изысканиями и расчетами. А на это нужно и время, и финансы.
Не тот мусор
Еще одна проблема с мусорными площадками заключается в том, что туда попадает не только стандартный бытовой мусор, но и строительный, а также растительный. Особенно это актуально для садовых товариществ, где по данной причине контейнеры очень быстро переполняются.
- Население полагает, что в состав тарифов платы за услугу по обращению с ТКО входят все отходы, которые образуются в процессе жизнедеятельности населения, включая срубленные зеленые насаждения, мусор от ремонта, сноса домов. Но это не так. На контейнерной площадке должны накапливаться только твердые коммунальные отходы, которые образуются в жилище и при уходе за приусадебным участком или придомовой территорией, но никак не шифер, куски стен или же срубленные деревья, - подчеркнул замминистра природопользования и экологии РБ Шамиль Фаррахов.
Соответственно, вывоз строительного и растительного мусора ложится бременем на муниципалитеты. Все решают проблему по-разному. Так, в 31 районе это делается исключительно силами сельских поселений. В 17 муниципалитетах заключили договоры на вывоз таких отходов со сторонними подрядными организациями. В девяти районах и городах растительные отходы вывозят муниципальные предприятия по благоустройству. И только четыре муниципальных образования заключили договор с регоператором на вывоз всех отходов.
По словам главы Туймазинского района Айдара Суфиянова, проблема в том, что доля и объем такого неликвидного мусора растут из года в год.
- Туймазинский район в 2021 году за счет своих средств вывез почти 4,7 тысячи кубов, что составило 13,5% всех отходов. В 2022-м показатели выросли почти в два раза - 8,4 тысячи кубов, то есть 23,7%. В 2023 году муниципалитет собственными силами вывез уже 14 тысяч кубов отходов, то есть 55%. У нас только два выхода: изменить нормативы накопления ТКО для населения, включив в них растительные отходы, либо найти для этого другой источник финансирования, - считает глава района.
Представитель минэкологии РБ отметил, что поддерживает первое предложение, ведь по сути растительный мусор - это тоже отходы, которые образуются в результате жизнедеятельности населения. Однако повышение норматива накопления ТКО вызовет резкий рост предельного тарифа на услуги региональных операторов для граждан. А значит, и недовольство последних. Поэтому пока вопрос не решен, хотя, по словам экспертов, в ряде регионов пошли именно по такому пути.
Есть контакт
Эксперты подчеркивают: многие вопросы можно было бы снять за счет повышения культуры населения по обращению с ТКО. В этом может помочь система мониторинга качества оказания услуги по вывозу отходов.
Как рассказали в минэкологии РБ, ее внедрили в Башкирии в 2021 году. Сегодня оцифрованы более 37 тысяч мест накопления твердых коммунальных отходов. И если раньше информация была доступна только регоператорам и чиновникам, то теперь запустили ГИС "ТКО-Башкортостан 2.0". С ее помощью каждый гражданин сможет узнать, где находятся ближайшие контейнерные площадки, график вывоза мусора и посмотреть фотоотчеты о выполнении работ. Сейчас решается вопрос по обратной связи с населением. Эксперты уверены: благодаря ГИС будут сняты многие вопросы.
Константин Толкачев, председатель Госсобрания РБ:
- Несмотря на успешную реализацию мусорной реформы и ощутимые положительные сдвиги, в сфере обращения с отходами остается немало проблем. Многие наши избиратели отнюдь не в восторге от реформы. И нарекания зачастую справедливые. В законодательство регулярно вносятся поправки, позволяющие откорректировать работу, но появляются новые вопросы. Сегодня требуют решения проблемы, связанные с обустройством и содержанием контейнерных площадок, перерасчетом платы за вывоз коммунальных отходов, образованием стихийных свалок. Однако не стоит забывать: отходы - не только проблема, но и источник сырья, за который во многих странах представителями бизнеса ведется острая конкурентная борьба. У нас же по объективным и субъективным причинам отрасль переработки отходов находится только в начале своего пути. Для ее дальнейшего развития необходимо законодательное регулирование ряда вопросов на федеральном и региональном уровнях.
Справка. "РГ"
По данным минэкологии РБ, в Башкортостане более 88 тысяч контейнеров. Для раздельного накопления отходов оборудовано свыше 9,5 тысячи контейнерных площадок, где установлено 18,5 тысячи контейнеров для пофракционного накопления или дуального сбора.
Оснащенность муниципальных образований контейнерными площадками составляет 91,5%, контейнерами - 77,8%. Охват населения раздельным сбором отходов с учетом пунктов приема вторичных ресурсов - порядка 80%.