01.07.2024 15:24
Экономика

Цифровые инструменты становятся необходимы юристам

Текст:  Мария Голубкова
В рамках Петербургского международного юридического форума состоялась сессия, посвященная новым технологиям в юридической отрасли. Сегодня юристы уже могут делегировать часть своей рутинной работы цифровому помощнику. Насколько ее объем может быть значительным, а главное, может ли он быть критически важным? После окончания сессии "Юридические технологии, дизайн и другие инновации в управлении юридической функцией" мы обсудили этот вопрос с управляющим директором по юридическим вопросам компании "Авито" Александром Смирновым.
/ Мурад Багандов
Читать на сайте RG.RU

Александр, как эволюционировали технологии Legal Tech за последние несколько лет?

Александр Смирнов: Legal Tech становится более продвинутым и оцифровывается. Мы сейчас находимся на стадии развития, когда классические Legal Tech инструменты - такие как справочные правовые системы, система электронного документооборота, арбитражное правосудие - трансформируются через добавление элементов и алгоритмов искусственного интеллекта. Он становится все более обученным и продвинутым, и это позволяет юристу решать рутинные и типовые задачи быстрее.

Например?

Александр Смирнов: Например, при работе с договорами. Искусственный интеллект анализирует сканы большого количества таких документов и по запросу формирует "выжимку": какие условия в них содержатся, какие риски. Эти системы уже есть на рынке.

Еще один вариант: ИИ может задать вопросы бизнес-заказчику, и на основе его ответов, сформулированных простыми словами, сформировать договор. Его уже не нужно будет согласовывать с юристами, потому что документ составлен из отдельных блоков, которые уже были ранее согласованы, а ИИ просто подгоняет их друг к другу. Это еще не повсеместно, но, на мой взгляд, ИИ качественно меняет Legal Tech.

Широко обсуждается, что в перспективе он и вовсе заменит человека. Цифровой судья, например, возможен?

Александр Смирнов: По небольшим суммам и административным спорам уже сейчас в некоторых странах тестируется вынесение решения с помощью искусственного интеллекта, например, в Китае. Например, он может выносить решения по делам о нарушении ПДД, где все довольно формализовано.

Но, конечно, не дай бог - по уголовным делам, где речь идет о судьбе человека. Точно так же ИИ нельзя подключать к решению сложных гражданских кейсов и значимых с точки зрения размера ответственности административных дел.

Как для крупных корпораций сегодня меняются юридические процессы?

Александр Смирнов: Мне нравится формула more for less, то есть "больше за меньше". Что это значит? Больше - это изменение законодательства, нагрузка, развитие, рост бизнеса. Меньше - это ресурсы. То есть больше результата в меньшие сроки, меньшим количеством людей.

Сейчас нагрузка на юристов в бизнесе растет, а квалифицированного персонала, как правило, больше не становится. Во всяком случае, в достаточной степени больше. Для того, чтобы справляться с этим вызовом, необходима цифровизация. Но тут очень важно сказать, что если цифровизировать хаос, то он все равно останется хаосом. Поэтому на первое место выходит оптимизация бизнес-процессов. Ну, например, зачем бухгалтерия и юристы должны смотреть один и тот же пункт договора? Пусть юристы отвечают за предмет, права и обязанности сторон, а бухгалтерия - за финансовые аспекты. Или почему договор проходит в разных отделах последовательное согласование? Если оно параллельно, это ускоряет процесс.

Задача юристов - минимизировать риски, это по умолчанию. Но сейчас фокус сместился на эффективность.

Без автоматизации каких процессов сегодня обходиться уже невозможно?

Александр Смирнов: В первую очередь это договорная работа: согласование, подписание и хранение договоров в электронном виде, а не на бумажных носителях. Без этого невозможно представить жизнь средней или крупной компании.

Еще - участие в судебных делах. В крупных компаниях иногда одновременно ведутся сотни и даже тысячи мелких судебных споров, и наиболее эффективно - использовать системы автоматизации юридических процессов, они позволяют в одном месте хранить информацию о делах и следить за их ходом.

Что еще станет еще таким вот необходимым и неотменяемым цифровым инструментом в ближайшие три-пять лет?

Александр Смирнов: Я бы хотел, чтобы процесс предоставления юридической консультации был максимально цифровизирован, чтобы появился инструмент для унификации, цифровизации или автоматизации юридических заключений. По принципу, например, Википедии, чтобы бизнес-заказчик мог там найти ответ даже без обращения к юристам.

Но у нас же не прецедентное право?

Александр Смирнов: По принципу Парето 20 процентов усилий дают 80 процентов результата - и наоборот. Есть максимально часто повторяющиеся вопросы, которые могут отличаться в нюансах формулировки, но это не влияет на суть. Унифицировав ответ на такие вопросы, мы снимем с юристов огромную нагрузку.

Все мы, когда читаем договоры, понимаем, что юристы разговаривают не совсем на русском языке. Возможно ли автоматизировать перевод с юридического на "человеческий"?

Александр Смирнов: Очень хороший вопрос. Я бы сам хотел такой продукт использовать, потому что мне достаточно часто тяжело понимать своих же коллег. Я думаю, что ИИ способен в перспективе выделить и сформулировать главное в тексте по заданию человека. Первое время будут достаточно серьезные ошибки, но за этим есть будущее.

Системы автоматизированного перевода с юридического на человеческий пока не существует. Но она, может быть, появится, и она бы пригодилась. На мой взгляд, в этом есть потребность и спрос.

Сегодня юристы - это в том числе и переводчики. Один из навыков, за который бизнес платит нам деньги - умение переводить тексты из сферы законодательства, судебной практики, правоприменения на простой язык делового общения.

Как развивается сегодня Legal Design?

Александр Смирнов: Legal Design - это тоже инструменты, позволяющие упростить работу с юридическими текстами. Вот, например, договоры на бумаге - в 99 процентах договоров подписи сторон нужно ставить в конце. Но если юрист согласовал, зачем генеральному директору читать договор? Подпись в начале не меняет юридическую суть документа и не делает его менее безопасным, но экономит время и усилия.

Еще нужно максимально сокращать текст. Не надо писать, что договор регулируется действующим законодательством РФ, что он составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу для каждой из сторон - эти фразы не несут никакой юридической нагрузки. Или использование повторов, длинных предложений, пассивного залога "работа была выполнена сторонами", а не "мы выполнили работу". Если мы от подобного откажемся, это сократит текст и упростит его понимание для не-юриста.

Если все это будет реализовано на практике, станет повсеместным стандартом подготовки юридических документов, то обычным людям станет легче. И все это Legal Design.

Какие технологии усилили механизмы защиты пользователей - на примере Авито?

Александр Смирнов: Я назову один, но это даже не механизм, это целый парк технологических решений - все, что связано с ML-моделями, machine learning, машинное обучение. Это модели, которые обучаются на больших объемах контента - в нашем случае это объявления - и которые могут находить в этих объявлениях некие объекты без участия человека.

На Авито нельзя продать товары и услуги, запрещенные законодательством или правилами платформы - например, лекарства. . Наш ИИ постоянно анализирует и модеририрует контент, который загружают пользователи, отслеживает изменения объявлений

Мы защищаем персональные данные наших пользователей, например предоставляя им удобные и безопасные инструменты коммуникаций. Если продавец или покупатель попробует передать второй стороне номер телефона или данные карты система внутри мессенджера несколько раз сообщит о том, что это опасно. Связаться по обяъвлению можно также через защищенный номер или прямо в самом приложении. Такой подход, вместе с другими инициативами в области безопасности и защиты данных, позволяет нам обеспечить максимальный уровень приватности и защиты для пользователей.

Финансы