Пекин, март 2010 год
Первая командировка в 2010 году - три дня, из которых примерно сутки организм забрал на джет-лаг и еще сутки - на борьбу с внезапной сильной простудой. Но даже в таком состоянии нельзя было не выбраться в город после работы.
Китай самобытен. Пекин - как столица, наверное, отражает эту самобытность на все сто процентов. Город с культом перца и чая, с яркими афишами и огнями, громкими и эмоциональными разговорами. На улицах - дружинники в красных повязках, в автобусе - кондукторша в специальной будке, велорикши в туристическом районе кричат тебе "хулиган", если ты отказываешься с ними ехать.
Правда, на международном английском языке не говорил тогда почти никто. Я не поверила и смело отделилась от нашей группы - люблю иногда побродить одна. Вечерело. Хотелось есть. Был запланирован ужин с коллегами. Надо было вернуться в отель, собраться и успеть на трансфер к ресторану.
И когда даже в многолюдном туристическом районе уже десятый по счету таксист на мои попытки на английском объяснить, куда мне нужно, махал руками и уезжал вдаль, мне стало немножко не по себе. Спасибо человеку на велосипеде, проезжавшему мимо и знавшему 4 слова на английском - go, right, bus-stop, number 810 (идти, направо, автобусная остановка, номер 810). Спасибо кондукторше в автобусе, которая хоть и не знала ни одного английского слова, но буквально выпихнула меня на нужной остановке.
Это был сложный, но очень интересный опыт.
В китайских ресторанах отлично делают "отбитые" огурцы в маринаде и курицу с кешью. Ну и пекинская утка, нарезанная на 108 кусочков. Остальные вкусы, если честно, для меня потерялись за прошибающей мозг остротой.
Китайцы умеют себя развлекать. В парке пожилые китайцы пляшут-поют, до победных возгласов "режутся" в карты и играют на каких-то диковинных струнных инструментах.
В Пекине тебя окутывает смесь из пряных, острых, жареных ароматов, которую ты привозишь с собой в Россию, как один из самых ценных сувениров.
Шэньчжэнь, апрель 2024
Другой город, другое время. И отличный повод для командировки - Международная Менделевская олимпиада в МГУ-ППИ - вузе, который вместе создали МГУ им. Ломоносова и Пекинский политехнический институт. Занятия начались здесь в 2017 году.
Здание совместного университета в китайском городе Шэньчжэне как две капли воды похоже на ГЗ МГУ, только шпиль метров на 10 пониже и масштаб поскромнее. А сам вуз, пожалуй, можно сегодня назвать самым крупным российско-китайским образовательным проектом, которым по праву гордится ректор Московского университета Виктор Садовничий.
Пять дней в Шэньчжэне в реальности оказались, конечно, пятью днями в кампусе МГУ - ППИ. Город, который, как говорят, вырос из небольшой рыбацкой деревушки в экономическое чудо южного Китая с небоскребами и уютными парками, увидеть не удалось. Зато удалось провести пару часов, гуляя по древней крепости Дапэн, посмотреть на горы и небоскребы из окна своей комнаты в аспирантском общежитии МГУ и проникнуться духом студенческой жизни в Китае. Больше всего поразил обязательный "тихий час": в 12 часов все студенты уходят на обед и - в идеале - сон до 14.00. И потом с новыми силами снова за учебу. Которая, к слову, заканчивается около десяти вечера. С таким графиком как без дневного сна? Никак.
На Международной Менделеевской олимпиаде наша сборная выступила триумфально: ребята привезли домой 10 медалей - 5 золотых и 5 серебряных. А я привезла все тот же сгусток запахов, эмоций и немного рифм:
- Капельки пота над верхней губой.
- Капли дождя.
- Это Китай, друг мой.
- Доброго дня.
- Воздуха нет, есть облака
- Молний лучи.
- Небо плотности молока.
- Лучше молчи.
- Есть лебедей молодая семья
- Озера блеск.
- Шум автострады, лодка ничья.
- Первой волны плеск.
- Здесь вместо кофе манговый сок,
- рис и удон
- Здесь апельсиновый цвет у луны.
- И колокольчика звон.