Эта новость не так давно была озвучена руководством концерна воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей". Впрочем, новостью данное сообщение назвать сложно. Работы по адаптации сухопутного зенитно-ракетного комплекса "Тор" к морским условиям ведутся специалистами "Алмаз-Антея" давно. Более того, уже проводились его испытания на воде. Очевидно, задержка с внедрением была связана с некими объективными причинами, теперь процесс ускорится.
Впервые ЗРК "Тор", ранее считавшиеся исключительно сухопутными, в корабельной модификации "Тор-М2КМ" показали еще семь лет назад на Международной выставке вооружений и военной техники IDEX 2017, которая проходила в столице ОАЭ Абу-Даби.
Сообщалось, что разработчики лучших в мире систем и комплексов противовоздушной обороны сняли боевой модуль "Тора" с гусеничного шасси и, по сути, создали новый мобильный комплекс. Он может устанавливаться везде: на крышах высотных зданий, на трейлерах и любых колесных шасси, на железнодорожных платформах. Как оказалось, и на морских судах.
Одна из основных проблем морского базирования - в качке, к которой изначально системы боевого управления сухопутного "Тора" никак готовы не были. Тем не менее конструкторы с задачей справились, качка перестал быть помехой для точной стрельбы по воздушным целям. Были проведены испытания в морских условиях, которые показали работоспособность корабельной версии сухопутного ЗРК.
"Тор-М2КМ" - самостоятельная боевая единица. В одном корпусе размещены радар обнаружения целей, радар сопровождения целей и наведения ракет, всесуточная оптико-электронная система, средства связи и управления, а также 8 готовых к пуску зенитных ракет. Фактически это роботизированный комплекс, который обеспечивает защиту объекта от воздушного нападения без участия человека. Кстати, ничего подобного сегодня не выпускает никто из ведущих мировых разработчиков систем противовоздушной обороны.
Важно и то, что модуль можно устанавливать не только на боевой корабль для усиления его ПВО, но и на любое гражданское судно - морское или речное. Насыщение морских боевых кораблей и гражданских судов дополнительной противовоздушной ракетной защитой несомненно повысит их устойчивость к любым атакам с воздуха. Естественно, усилится вся система ПВО полуострова Крым и его акватории.
Зенитно-ракетные комплексы "Тор" различных модификаций активно применяются с самого начала спецоперации. Особо высокую эффективность они показали в борьбе с беспилотными летательными аппаратами. В немалой степени именно эти комплексы положили конец полетам некогда очень рекламируемых "Байрактаров", на которые Киев возлагал большие надежды.
На вооружение эти зенитно-ракетные комплексы стали поступать в середине 1980-х. Им дали имя скандинавского бога грома. За прошедшие годы комплекс многократно модернизировался. Его основные сегодняшние версии - "Тор-М2" и "Тор-М2У" - по своим возможностям многократно превосходят то, что пришло в войска более тридцати лет назад.
В настоящее время это единственный в мире зенитно-ракетный комплекс, который может вести своими ракетами прицельный огонь на ходу. При скорости 25 км/час в движении по проселочной дороге цели поражаются гарантированно. То есть "Тор" может прикрывать армейские колонны от ударов с воздуха на марше.
Благодаря новой управляющей системе ракеты способны противостоять всем видам радиоэлектронного и оптического воздействия. Например, "Тор-М2У" может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей.
Дальность гарантированного поражения воздушных целей - от 500 метров до 12 км. По высоте - от 10 метров до 6 км.
На вооружение также принят "Тор-М2ДТ". Он разрабатывался специально для суровых условий Арктики. Устанавливается на сочлененном гусеничном шасси.
Зенитный ракетный комплекс "Тор-М2"