- Мы уже девять лет работаем с Даши. У нас находится единственная в мире постоянная экспозиция работ мастера и его семьи, здесь уже проходили премьеры его новых скульптур. Но тот проект, который мы открываем сейчас, необычный, - подчеркивает директор галереи Ольга Бронштейн. - Автор работает с новым для себя материалом, экспериментирует с цветом. Для всех, кто знаком с творчеством Даши, это абсолютно новое слово.
Сам художник объясняет метаморфозу просто: настала пора двигаться дальше. Ведь в творчестве, если ты нашел свой язык и этот язык стал известным, популярным, узнаваемым, становится трудно меняться, возникает соблазн задержаться в зоне комфорта. А для художника - это путь по нисходящей.
- Выход в неизвестное творческое пространство - это ломка. Но я пошел на нее сознательно, так как понял, что начинаю повторяться. Для меня это стало вызовом. Я ощутил, что должен сделать что-то совершенно новое. Точно не бронзу, вообще не металл, потому что во всем, что касается работы с металлом, я уже как рыба в воде. Нужен новый материал, новая техника, - пояснил Даши Намдаков.
Решение подсказала деревянная фигурка головы лося, созданная неизвестным мастером, жившим в Прибайкалье восемь тысяч лет назад, в эпоху неолита. Эту фигурку Даши Намдаков когда-то увидел в Иркутском художественном музее и поразился тому, с каким совершенством она сделана.
- Я понял, что надо двигаться к природным материалам. И выбор пал на дерево, - говорит Даши Намдаков.
Образы новой коллекции навеяны сакральными ритуалами, шаманскими масками. Как поясняет художник, маска - это нечто, находящееся между человеком и средой: то, сквозь что человек воспринимает окружающее пространство, что дает способности "видеть" за пределами физического мира. Безусловно, в формах узнаваемы и мотивы бурятских онгонов - культовых изображений духов предков. По сути - посредников между нашей материальной реальностью и потусторонними мирами. Отсюда и название коллекции - "Ясновидение".
Любопытно, что выставка открылась спустя 24 года после иркутского дебюта Даши Намдакова, открывшего миру его удивительный талант. 24 года - это два 12-летних цикла восточного календаря... И стала возможной благодаря меценату, почетному гражданину Иркутской области Марине Седых, выступившей спонсором проекта.
- Мы с Даши и его семьей большие друзья, я знаю и люблю его работы. Даши начинал в Иркутске, здесь в 2000 году состоялась его персональная выставка. И поэтому я очень рада, что в нашем городе проходит мировая премьера. Я видела скульптуры еще в процессе создания. Помимо того, что это совсем другой материал, это еще и гигантский труд. Работать с деревом очень сложно. Однако Даши это удалось - в каждой работе виден его неповторимый стиль, - говорит Марина Седых.
Даши Намдаков особо подчеркивает: для своих работ он выбрал не просто дерево, а сухостой. Сосны, которые росли сотни лет и по каким-то причинам погибли. Их искали по всей России и свозили в московскую мастерскую художника.
Даши и его команде пришлось не просто осваивать новую технику - многие элементы изобретали самостоятельно. Дерево - даже мертвое, очень своенравно. Оно реагирует на влажность, температуру, может набухать или трескаться, после опаливания начинает сыпаться. Обращались к специалистам, искали рецепты обработки древесины, пропитывали ее особыми составами, чтобы стабилизировать материал. Поиски заняли полгода.
- Мы столько древесины извели, прежде чем у нас стало что-то получаться и начали проступать контуры будущей коллекции! Теперь я понимаю, что должно было случиться единение природы и художника, нужно было стать соавтором, научиться минимально вторгаться в природные формы, чтобы, возможно, приблизиться к той голове лося, которую сделал охотник на берегу Ангары, шедевру на все времена, - объясняет мастер.
Новый материал позволил Даши Намдакову реализовать свое давнее желание поработать с цветом. Бронза по определению ограничивает художника в цветовых решениях - природная патина возьмет свое. Но Намдакову всегда хотелось добавить яркости - и в "Ясновидении", в отдельных скульптурах автор дал волю цвету. Но все же постарался не уходить целиком в живопись, сохранив природные оттенки. Не случайно у зрителя возникает стойкая ассоциация с самоцветными камнями - яшмой, лазуритом, бирюзой.
В Иркутск, к сожалению, доставили не все скульптуры. Несколько крупных, размеры которых достигают 12 метров, пришлось оставить в Москве - сложно везти, да и нет подходящих помещений для их экспозиции. Но большую часть коллекции можно увидеть в галерее до 13 октября.
Кстати, эта выставка станет существенной частью культурной программы Байкальского риск-форума (БРИФ’24), первой в истории Восточной Сибири и Дальнего Востока международной дискуссионной площадки, на которой крупнейшие компании обмениваются опытом риск-ориентированных решений в управлении бизнесом. С 2017 года он проводится по инициативе и под эгидой Иркутской нефтяной компании.
В этом году форум акцентирует внимание на практических решениях для повышения эффективности бизнеса: искусственном интеллекте в производстве, развитии культуры управления рисками, цифровым инструментам, HR-решениям, интегрированным системам менеджмента. БРИФ’24 пройдет с 1 по 4 октября в Иркутске. Но в этом году он впервые расширит свою программу выездной сессией в Усть-Куте 29-30 сентября.
В рамках разработки Мастер-плана социально-экономического развития Усть-Кутского муниципального образования на выездной сессии будут представлены инвестиционные лоты, предполагающие создание производств на территории района. Также в рамках форума пройдут стратегические сессии и Молодежный день.