Больше всего зрителей, около 27 тысяч, собрали показы уличных спектаклей в парке "Алые паруса". Традиционную книжную ярмарку на Советской площади посетили еще около 10 тысяч горожан. Для многих ежегодные встречи у развалов стали не просто способом пополнить домашнюю библиотеку (хотя издатели стараются привозить продукцию, которую сложно найти в магазинах или интернете), но своего рода клубом по интересам.
Арии из популярных опер, знойные песни Мексики и госпел на языке одного из народов Ганы, армянский фолк в рок-обработке и танцевальная музыка Индонезии - что только не звучало в Воронеже и его окрестностях. Концерты объединили умудренных меломанов и молодежь, привлеченную экзотикой. И если на выступлении Хиблы Герзмава и Миграна Агаджаняна публика могла позволить себе только крики "браво!", то на уличных площадках слушатели легко пускались в пляс.
Примерно четыре тысячи зрителей провели чудесный вечер в Белом колодце, где сцена была установлена прямо на пляже, на берегу рукотворного озера в отработанном карьере. Пролетевший над головами бомбардировщик, кажется, усилил в публике ощущение того, что радоваться жизни нужно безотлагательно. Или, как писал Андрей Платонов, "счастье доступно немедленно".
На Платоновском фестивале состоялась мировая премьера аудиовизуального шоу на музыку авангардного советского композитора Александра Кнайфеля. Его музыку к забытому ныне фильму "След росомахи" проиграли с помощью специальной системы пространственного звука. Акусмониум, или "оркестр громкоговорителей", состоял из полусотни динамиков с разными частотными характеристиками (парочка самых странных устройств, похожих на искусственные спутники, просто вибрировала в стеклянных колбах с водой). Управлял воспроизведением "дирижер" за пультом: за счет переключения между усилителями звук как бы перемещался из одной части помещения в другую. Этот проект - третья часть большого исследования Олега Нестерова "Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР". Архивные записи интересных саундтреков извлекают из архивов и реставрируют, чтобы они не исчезли вместе с невостребованными кинопленками.
Знакомство воронежцев с современной хореографией, начатое в прежние годы, продолжилось благодаря визитам китайского театра танца Хiexin и компании "короля танго" - аргентинца Хермана Корнехо. В спектакле из КНР поражала особая текучая пластика артистов, в шоу "Танго после заката" - запредельная скорость и техника.
За месяц в Воронеже показали два десятка спектаклей: масштабные танцевальные и камерные кукольные, поставленные в столице и на периферии. Пожалуй, самым ожидаемым событием стало "Материнское сердце" Андрея Могучего - с его сложнейшими декорациями, массой реквизита и эпическим размахом в подходе к теме "Что есть русский человек?". Постановка БДТ имени Г. Товстоногова вышла весной 2022-го, через год получила специальную премию от жюри "Золотой маски" и тогда же должна была дважды пройти на Платоновском. Спектакль уже привезли было в город, но из-за "марша вагнеровцев" в регионе пришлось отменить массовые мероприятия. Дирекция Платоновского решила повторить опыт спустя год. Показы прошли при полном зале и завершились долгими овациями. Детали этой многофигурной постановки - в ее центре наивная женщина, которая катит на "Урале" через всю страну, чтобы спасти сына от тюрьмы, и следующий за ней по пятам черт - зрители обсуждают до сих пор.
В Воронеже выступила звезда китайского современного танца