Вы не так давно отметили 30-летие писательской деятельности. А что предопределило ее начало? Предполагали ли тогда, что станете популярным писателем?
Александр Мазин: Я бы уточнил: 30 лет назад вышла моя первая прозаическая книга. До этого я писал стихи, тексты песен, своих и чужих, либретто, а прозу - больше для себя. В основном рассказы, из которых позже появились мои романы. Что же до популярности, то известность мне принес историко-приключенческий роман "Варяг", опубликованный в 2000 году. То, чего на нашем книжном рынке еще не было. В этом же состояла и сложность, потому что решал тогда не читатель, а издатель. Издавать то, чему нет успешных аналогов, он сначала не хотел. Но барьер был пройден. А после выхода книги появились подражатели. Исторических книг было немного, поэтому "попаданцы - изобретатели, всего и всех победители" потом хлынули потоком, который сегодня стал еще более бурным. Считаю, что жанр опошлился. И это печально. Прошлое должно помогать нам осмыслить настоящее, а не прятаться от него.
Вы родились в Запорожье. Расскажите об этом этапе своей биографии.
Александр Мазин: В Запорожье я прожил шестнадцать лет. И хотя особым городом в моей жизни стал Ленинград, куда я позже переехал с родителями, моей малой родиной можно по праву назвать именно Запорожье. Хотя я отдаю себе отчет, что того мира, в котором я вырос, давно уже нет.
Однако у Запорожья по-своему яркая, но довольно трагичная и поучительная история, начиная с Запорожской Сечи и заканчивая нынешними реалиями. Если бы пришлось отразить один из ее этапов на страницах ваших книг, что это было бы за время? Чему вообще стоит поучиться у истории этого региона?
Александр Мазин: Запорожская Сечь - это типичное пиратское государство. Вольница, построенная на своей и чужой крови. Хотя сам остров Хортица прекрасен. Когда-то я знал его лучше, чем, скажем, Михайловский парк у Марсова поля. У него древняя история, как и у самого Приднепровья. Знание этого региона, практическое, не теоретическое, здорово помогло, когда я писал свои книги. Я называю это тактильностью. Когда ты не просто видишь картинку ковыльной степи, а знаешь ее запах и вкус. А история этих мест... Время бесконечных войн и мира, краткого, как мгновение, если смотреть с позиции историка. Я это знаю и принимаю, но не могу не тосковать о моем мирном детстве.
В мирное время мы можем позволить себе роскошь принимать и любить людей и культуры вне зависимости от того, с какой стороны границы они находятся. Когда же наступает война, все меняется радикально. Это трудно осознать тем, кто родился и вырос под мирным небом. Но осознать придется. Во время войны деление людей на плохих и хороших уже не имеет такого значения. Куда важнее деление на своих и чужих. Стоит это понять хотя бы для того, чтобы не удивляться поведению чужих "хороших", которые вдруг стали вашими врагами. Это нормально. Так же нормально, как и необходимость помогать своим. Просто потому, что они свои, потому, что, когда мир наступит, а он наступит непременно, чтобы это был именно наш мир, а не чужой.
Наш мир - это русский мир?
Александр Мазин: Для меня да, безусловно. Я пишу на русском языке и полагаю язык самой важной частью любой культуры, не только русской. И это как вера. Ты ее принимаешь, ты в ней растешь, она становится частью тебя. Это наш воздух. Наша атмосфера. Без атмосферы можно жить. Как космонавту на орбите. Но тяжело и разрушительно.
Россия, Русь, Родина - это для вас источник вдохновения?
Александр Мазин: Вся жизнь - источник вдохновения. От великих открытий до случайно услышанной фразы. Для меня же самый важный источник - это история. Жанр определяет интересы. История Руси, России, великой Российской империи, ее становление. Это интересно моим читателям. Мы интуитивно чувствуем, что понимание прошлого - это понимание будущего. И делаем правильные выводы.
Какие именно?
Александр Мазин: Есть два фактора, определяющих будущее государства, - образование и медицина. Если в них вкладываться, осмысленно, с упором на собственную культуру, то мы получим сильных, образованных людей, способных не только защищать и развивать державу, но и по-настоящему ей преданных. Не просто чувствующих культурную общность, но осознающих, что земля, по которой мы ходим, - это наша Родина. А знание истории, настоящей, а не "выправленной" фальсификаторами, дает людям такое чувство.
Поэтому в вашем творчестве особое место занимает литература для школьников?
Александр Мазин: На книгах моих исторических серий сейчас стоит отметка "16+", и по-своему это справедливо. Средневековье - жестокий мир, куда более жестокий, чем мир современного городского подростка. Подростки тоже читают мои книги. И я не думаю, что это причинит им вред, ведь созидания в них куда больше, чем разрушения. Однако есть множество вещей, которые ребенку трудно понять. Разница в психологии, отсутствие личного опыта. Поэтому книги для детей, они другие. Разница между "12+" и "16+" куда больше, чем между восемнадцатью и восьмьюдесятью. Но именно в этот период закладывается любовь к Родине, к знаниям, осознание того, что мир меняется. Именно поэтому к серии "Полет сокола" о юности великой княгини Ольги, которую мы написали вместе с Анной Гуровой, у меня особое отношение. Пафосно звучит, но это наш вклад в будущее России. Я хочу, чтобы те, кто будет его создавать, брали пример с настоящих героев, а не с тех персонажей, которых им предлагает "Тик-ток". Слава богу, в тысячелетней истории нашей страны таких героев в достатке.
Можете назвать еще кого-нибудь, кроме княгини Ольги?
Александр Мазин: Легко. Ее сын великий князь Святослав. Ее внук Владимир, крестивший Русь и этим определивший ее путь на столетия вперед, вплоть до нашего времени. Богатырь Илья Муромец, о котором у меня написана трилогия, не исторический герой, а легенда. Былинный народный герой.
И чем отличается исторический герой от легендарного?
Александр Мазин: Герой легендарный, былинный - это часть культуры народа. Он может быть далек от своего реального прототипа, а может быть очень похож. На эту тему было написано немало ученых трудов, но если попросту, то былинный герой - это тот, кого мы мечтаем видеть рядом в трудную минуту и за кем в минуту испытаний пошли бы, не раздумывая.
И как такой герой появляется?
Александр Мазин: Вот это по-настоящему интересно. Я сейчас работаю над сценарием фильма об Александре Невском и прекрасно вижу отличия исторического князя Александра Ярославовича от той легенды, того образа, который создал великий Сергей Михайлович Эйзенштейн. И не рискнул бы однозначно ответить на вопрос, кто для России важнее, настоящий святой князь Александр или Невский Эйзенштейна. Хорошо, что меня об этом пока не спрашивают.