Первые в стране
Руководитель Корпорации развития Якутии Афанасий Саввин видит причины "скачка" в своевременных решениях, принятых руководством региона.
- В 2018 году, когда Айсен Николаев стал главой Якутии, он обозначил развитие креативной экономики одним из приоритетов своей политики. Он запретил нашей корпорации заниматься сырьевыми проектами, поручив сосредоточиться на развитии несырьевого сектора экономики, в частности креативных индустрий. Потому что для них государственная поддержка имеет гораздо более высокое значение, - говорит Афанасий Саввин.
По его мнению, сырьевой сектор и дальше будет локомотивом экономики Якутии. Его доля в народном хозяйстве региона только растет и занимает 60 процентов, при этом количество занятых в промышленности остается неизменным - всего 10 процентов населения. В добывающих предприятиях происходит автоматизация, вместо людей работают машины.
Поэтому региональные власти думают, в каких других отраслях будут создаваться рабочие места и в каких сферах люди смогут зарабатывать деньги и реализовывать свои амбиции.
Будущее, считает Саввин, за креативными индустриями. Это ИТ, дизайн, разработка игр, кино, анимация и другие направления, куда сейчас стремится молодежь. Регионы, где она не сможет реализовать свой потенциал, проиграют в борьбе за человеческий капитал, поскольку молодежь просто уедет. При этом креативные индустрии во всем мире растут на 10-15 процентов в год, что существенно опережает рост других отраслей. Там и будет создаваться самое большое количество рабочих мест.
- В 2019 году мы первыми в стране разработали концепцию развития креативной экономики, определили ключевые для себя креативные индустрии и планомерно начали создавать для них инфраструктуру и меры поддержки, - говорит глава корпорации.
Наибольший потенциал для Якутии имеют те отрасли, в которых творчество встречается с технологиями: кино, разработка игр, дизайн, создание компьютерной графики и визуальных эффектов. Это экспортно ориентированные сферы, нацеленные на многомиллиардные рынки, к тому же на них не так сильно влияет удаленность региона.
"Сахавуд" на коне
Самая успешная креативная индустрия в республике - это, конечно же, кино. В прошлом году якутские кинопроизводители завоевали пятую часть всех наград, которые отечественные картины получили на зарубежных кинофестивалях. В 2022 году три из пяти самых рентабельных российских лент были произведены в Якутии.
Республика снимает больше фильмов, чем все остальные регионы, вместе взятые, если не считать федеральные проекты. Ежегодно растут кассовые сборы. Если в 2023 году 11 премьерных лент заработали 99 миллионов рублей, то нынче четыре вышедших картины уже собрали 93 миллиона рублей за полгода.
- Я уверен, что через несколько лет якутское кино будет зарабатывать не миллионы, а миллиарды рублей! Мы поддерживаем эту сферу не только через гранты и обучение специалистов, но и информационно. Продвигаем на федеральном уровне. За 2023 год якутское кино по публикациям в российских СМИ обошло корейское, китайское, индийское и японское, вместе взятые, - говорит Афанасий Саввин.
Успех якутского кино он видит в том, что его снимают очень талантливые люди, никак не ограниченные в своем творчестве. Второй фактор - высокий уровень доверия к якутским фильмам со стороны населения. 34 процента посещений кинотеатров в Якутии приходится на местные ленты, что позволяет якутским производителям окупать свои вложения и инвестировать в создание новых картин.
- А еще якутское кино - про смыслы. Оно основано на богатом культурном коде народов Якутии, - отмечает эксперт.
За прошлый год в Якутии произведено 250 минут мультипликации. К 2030 году планируется удесятерить этот показатель. Якутская студия "Тундра" очень быстро ворвалась на рынок и удивляет высочайшим уровнем картин, не уступающим мировым студиям. Эксперт уверен, что через пару лет в широкий прокат выйдет первый якутский полнометражный анимационный фильм.
К 2027 году в Якутске будет создан крупнейший за Уралом многофункциональный кинопавильон полного цикла. Он даст мощный импульс развитию кино на всем Дальнем Востоке и позволит снимать до 24 фильмов и сериалов в год. Кроме павильонов и студий, там предусмотрены и офисные помещения. Всего в стенах кинопавильона будут трудиться 1500 человек.
В нем будет огромный комплекс виртуальных декораций, который позволит быстро создавать любые локации - хоть пустыню Сахару, хоть Индию. Тогда в Якутию смогут приезжать разные команды, чтобы снимать в виртуальных декорациях. Это будет быстрее и дешевле, чем ехать в другую страну. Сегодня кино уже практически наполовину состоит из цифрового контента, и те, кто научится использовать искусственный интеллект, технологии виртуального продакшена, получат огромное конкурентное преимущество.
- Уже сегодня в креативном кластере "Квартал Труда" мы применяем технологии виртуального продакшена для кинопроизводства. Сейчас мы набрали 30 ребят, которые здесь обучаются компьютерной графике и применению искусственного интеллекта в кинопроизводстве, - сообщает Афанасий Саввин.
Недавно якутская компания "Экстра Синема", которая занимается разработкой российской технологии кинопоказа, привлекла 100 миллионов рублей инвестиций от Фонда Национальной технологической инициативы. Это позволит им открыть еще 120 кинозалов в регионе, тогда 236 тысяч якутян смогут в своих населенных пунктах смотреть кино на большом экране. В России 16 тысяч населенных пунктов, где тоже могут быть созданы такие же кинозалы.
- Это большой рынок, 60 миллионов человек. У "Экстра-Синема" очень понятная бизнес-модель и метрики. Это будет один из первых наших технологических проектов, которые выйдут на IPO, - уверен Саввин.
Господдержка
Кроме кинематографа, в регионе хорошо развиваются ИТ-отрасль и индустрия разработки игр. В Якутии системно появляются значимые на федеральном и мировом уровнях ИТ-компании.
Для каждой из приоритетных креативных индустрий в Якутии имеются свои меры поддержки, учитывающие их специфику. Так, для айтишников построили ИТ-парк, создан Фонд развития инноваций и акселератор B8, через которые проинвестировали уже около 150 компаний.
Для киноиндустрии, анимации и производителей контента при помощи минвостокразвития построили крупнейший на Дальнем Востоке кластер "Квартал Труда". В нем кинодеятелям не только предоставляют льготные помещения, но и оборудование и программное обеспечение.
Для ювелиров создан отдельный ювелирно-гранильный кластер "Сэйбиэм".
- В этом году начали реализацию программы поддержки модных брендов, в которую попали 32 компании. Так мы помогаем дизайнерам создавать семплы коллекций, учим их работать с ретейлом. Бренды, которые согласятся продавать и продвигать крупные федеральные ретейлеры, получат инвестиции на отшив коллекций на фабриках. То есть выбирать победителей будем не мы, а рынок. Считается, что бренду, чтобы его надежность и перспективы оценили ретейлеры, надо стоять на полке как минимум четыре сезона. Мы хотим помочь нашим дизайнерам пройти этот период, чтобы завоевать доверие и любовь потребителей, - рассказывает Афанасий Саввин.
У якутской фэшн-индустрии неплохие перспективы. Эксперты оценивают освободившуюся после ухода западных брендов рыночную нишу в 600 миллиардов рублей. В Москве стал очень популярен якутский бренд muus.
- Я думаю, что в течение нескольких лет на рынке появится еще с десяток успешных якутских модных брендов. Наша задача - помочь им быстрее пройти этот путь, - говорит Афанасий Саввин.
В республике строится также Парк будущих поколений, где станут прививать детям креативные и предпринимательские навыки.
К 2028 году в Якутске введут межвузовский кампус. Одно из ключевых мест в нем займет Арктический государственный институт культуры и искусств, который со временем станет Университетом креативных индустрий.
Недавно был принят указ главы Якутии о развитии креативной экономики до 2030 года, укрепляющий стремление республики стать лидером в области креативных индустрий и развития человеческого капитала.
- Сейчас самые прорывные вещи создаются на стыке разных отраслей. Например, информационных технологий, кино и анимации. Использование нейросетей позволяет существенно снизить время и затраты на производство анимационных и художественных фильмов, музыки и других продуктов креативных индустрий. Мы хотим стать лидерами по этичному применению искусственного интеллекта в творчестве, - делится Саввин.