Платформа самолета оказалась настолько удачной, что выдержала несколько модернизаций и резерв для дальнейшего совершенствования не исчерпан. Сейчас в строю Ту-22М3 и Ту-22М3М. Дальние сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики когда-то предназначались в первую очередь для поражения морских и наземных целей базирования управляемыми ракетами и авиационными бомбами. Затем их применение было расширено.
Первый опытный Ту-22М3 совершил свой полет 20 июня 1977 года. С 1978 года самолет запущен в серийное производство. В окончательном виде Ту-22М3 был принят на вооружение в марте 1989 года. Выпускался до 1993 года Казанским авиационным производственным объединением имени С.П. Горбунова. Выпуск Ту-22М3 ограничивался рамками соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений ОСВ-2. Всего было построено около 500 самолетов Ту-22М различных модификаций. Сейчас Ту-22М3 проходят плановую модернизацию до уровня Ту-22М3М.
Основные конструктивные особенности самолета заключаются в геометрической изменяемости крыла, цельноповоротном стабилизаторе и вертикальном однокилевом оперении, выполненном из алюминиевых сплавов.
Крыло состоит из поворотных консолей, которые могут принимать значения угла стреловидности, в зависимости от скорости, 200, 300 и 650, и неподвижной цельной части.
Поворотные узлы крыла защищены аэродинамическими гребнями, помогающие защитить консоли от перетекания воздуха. За счет отклоняемого горизонтального оперения, можно дублировать органы поперечного управления при возникновении внештатных ситуаций, связанных с их выходом из строя.
Самолет имеет следующие технические характеристики:
максимальная скорость на высоте - 2300 км/ч; максимальная скорость у земли - 1 050 км/ч; крейсерская скорость - 930 км/ч; практическая дальность полета - 7000 км; практический потолок - 13 300 м; боевая нагрузка номинальная - 12 000 кг; боевая нагрузка максимальная - 24 000 кг. Экипаж - 4 человека.
Самолет оснащается двумя турбореактивными двигателями НК-25, развивающими мощность с форсажной камерой до 25 тысяч кгс.
Ту-22М3 может нести крылатые ракеты различных модификаций, управляемые и свободнопадающие бомбы. Стоит отметить, что точность применения свободнопадающих бомб сравнима с применением управляемых. Такую возможность обеспечивает прицельно-навигационный комплекс СВП-24-22 "Гефест", который в режиме реального времени проводит расчет траектории падения неуправляемых боеприпасов, тем самым кратно повышая их точность.
Возможно, именно "Гефест" очень интересовал украинских технических специалистов. Прицельного устройства с такими характеристиками нигде в мире больше нет. Кроме того, в авионике Ту-22М3 применяются элементы искусственного интеллекта, что также повышает боевые возможности самолета.
Ту-22М3 имеют большой опыт боевого применения. Впервые их использовали в рамках операции по прикрытию вывода 40-й армии из Афганистана, что, как считается, позволило осуществить данную операцию практически без потерь.
Впоследствии Ту-22М3 осуществляли высокоточные бомбардировки в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, в 2008 году были задействованы в ходе операции по принуждению Грузии к миру. Существенную роль Ту-22М3 сыграли в Сирии для уничтожения живой силы, техники, а также складов с боеприпасами и горючим "Исламского государства" (запрещенная в России международная террористическая организация). Кстати, именно в Сирии Ту-22М3, благодаря наличию "Гефеста", умудрялись попасть с десятикилометровой высоты некорректируемой авиабомбой точно в обозначенную наземную цель - базу боевиков, складское помещение или место производства самодельных дронов.
С начала Специальной военной операции на Украине Ту-22М3 успешно выполняют поставленные перед ними боевые задачи. Они наносили, наносят и будут наносить удары по врагу всем своим арсеналом воздушного поражения.