08.07.2024 12:48
Русское оружие

Чем отличается бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3

Текст:  Сергей Птичкин
Сам по себе этот бомбардировщик-ракетоносец самолет не новый. Работы над его первой версией начались еще в 1965 году. На Западе он получил кодификацию Backfire, что переводится как ответный огонь. Наверное, подразумевалось, что в ответ на атаку НАТО Ту-22 нанесут сокрушительный ответный удар.
Читать на сайте RG.RU
Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3М

Платформа самолета оказалась настолько удачной, что выдержала несколько модернизаций и резерв для дальнейшего совершенствования не исчерпан. Сейчас в строю Ту-22М3 и Ту-22М3М. Дальние сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики когда-то предназначались в первую очередь для поражения морских и наземных целей базирования управляемыми ракетами и авиационными бомбами. Затем их применение было расширено.

Первый опытный Ту-22М3 совершил свой полет 20 июня 1977 года. С 1978 года самолет запущен в серийное производство. В окончательном виде Ту-22М3 был принят на вооружение в марте 1989 года. Выпускался до 1993 года Казанским авиационным производственным объединением имени С.П. Горбунова. Выпуск Ту-22М3 ограничивался рамками соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений ОСВ-2. Всего было построено около 500 самолетов Ту-22М различных модификаций. Сейчас Ту-22М3 проходят плановую модернизацию до уровня Ту-22М3М.

Основные конструктивные особенности самолета заключаются в геометрической изменяемости крыла, цельноповоротном стабилизаторе и вертикальном однокилевом оперении, выполненном из алюминиевых сплавов.

Крыло состоит из поворотных консолей, которые могут принимать значения угла стреловидности, в зависимости от скорости, 200, 300 и 650, и неподвижной цельной части.

ФСБ сорвала попытку Украины угнать Ту-22М3, раскрыв для поражения аэродром ВСУ

Поворотные узлы крыла защищены аэродинамическими гребнями, помогающие защитить консоли от перетекания воздуха. За счет отклоняемого горизонтального оперения, можно дублировать органы поперечного управления при возникновении внештатных ситуаций, связанных с их выходом из строя.

Самолет имеет следующие технические характеристики:

максимальная скорость на высоте - 2300 км/ч; максимальная скорость у земли - 1 050 км/ч; крейсерская скорость - 930 км/ч; практическая дальность полета - 7000 км; практический потолок - 13 300 м; боевая нагрузка номинальная - 12 000 кг; боевая нагрузка максимальная - 24 000 кг. Экипаж - 4 человека.

Самолет оснащается двумя турбореактивными двигателями НК-25, развивающими мощность с форсажной камерой до 25 тысяч кгс.

Ту-22М3 может нести крылатые ракеты различных модификаций, управляемые и свободнопадающие бомбы. Стоит отметить, что точность применения свободнопадающих бомб сравнима с применением управляемых. Такую возможность обеспечивает прицельно-навигационный комплекс СВП-24-22 "Гефест", который в режиме реального времени проводит расчет траектории падения неуправляемых боеприпасов, тем самым кратно повышая их точность.

Возможно, именно "Гефест" очень интересовал украинских технических специалистов. Прицельного устройства с такими характеристиками нигде в мире больше нет. Кроме того, в авионике Ту-22М3 применяются элементы искусственного интеллекта, что также повышает боевые возможности самолета.

Ту-22М3 имеют большой опыт боевого применения. Впервые их использовали в рамках операции по прикрытию вывода 40-й армии из Афганистана, что, как считается, позволило осуществить данную операцию практически без потерь.

Впоследствии Ту-22М3 осуществляли высокоточные бомбардировки в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, в 2008 году были задействованы в ходе операции по принуждению Грузии к миру. Существенную роль Ту-22М3 сыграли в Сирии для уничтожения живой силы, техники, а также складов с боеприпасами и горючим "Исламского государства" (запрещенная в России международная террористическая организация). Кстати, именно в Сирии Ту-22М3, благодаря наличию "Гефеста", умудрялись попасть с десятикилометровой высоты некорректируемой авиабомбой точно в обозначенную наземную цель - базу боевиков, складское помещение или место производства самодельных дронов.

С начала Специальной военной операции на Украине Ту-22М3 успешно выполняют поставленные перед ними боевые задачи. Они наносили, наносят и будут наносить удары по врагу всем своим арсеналом воздушного поражения.

Летчик ВКС раскрыл, какой план отхода после угона Ту-22М3 предлагали его семье
Вооружение России