08.07.2024 07:00
Экономика

Бизнес развивает промышленный туризм для привлечения кадров

Текст:  Екатерина Дементьеваs (Иркутск)
Российская газета - Спецвыпуск: Промышленность №147 (9389)
В Иркутской области уже около 30 предприятий - больших и малых - включились в программу промышленного туризма. На производственных экскурсиях можно узнать, как режут нефрит или выплавляют алюминий, как собирают самолеты и делают музыкальные инструменты. Для региона это имиджевый проект, а для предприятий - возможность привлечь необходимые кадры.
Объектом промышленного туризма в числе прочих стала и Иркутская ГЭС. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Два года назад Иркутская область стала участником Всероссийского акселератора "Открытая промышленность". С этого и началось движение промышленного туризма в регионе. Участниками акселератора стали десять компаний Приангарья. Шесть из них дошли до финала.

Минэкономразвития Приангарья со своей стороны к финалу акселератора разработало концепцию промышленного туризма в Иркутской области. Согласно документу, к 2025 году в регионе должно быть не менее 10 сводных туристических маршрутов. Также предполагается, что 36 предприятий войдут в сферу промышленного туризма, а заводы и фабрики посетят 40 тысяч школьников и студентов.

Акцент на подростках и молодежи не случаен - и для области, и для самих предприятий главный смысл развития промтуризма - профориентация.

- Мы поняли, что промышленный туризм может стать инструментом, который поможет школьникам и студентам самоопределиться, где они хотят работать. Если они попадают в реально интересные промышленные места и видят, какие там увлеченные люди работают, они тоже загораются этим. До сих пор карьерная траектория наших детей была какая? "Будешь хорошо учиться - сможешь уехать в Москву". А теперь мы говорим: "Смотри, какие интересные вещи происходят в области. Какие стройки идут! Ты можешь быть причастным к этой истории!" - поясняет министр экономического развития и промышленности Иркутской области Наталья Гершун.

В колледжах началась приемная кампания

Поэтому в регионе планируют организовать посещение предприятий преподавателями школ, ссузов и вузов, поскольку они во многом влияют на самоопределение учеников.

- Да, у нас увеличиваются потребности, и нам нужны талантливые ребята. Хочется, чтобы молодежь Иркутской области оставалась в регионе, - подтверждает заведующая выставочным залом "Байкалкварцсамоцветы" Ирина Булавинцева. - Поэтому на предприятии показывают не только шедевры сибирских камнерезов, но и сами мастерские, дают возможность поговорить с мастерами, многие из которых сами еще очень молоды.

На предприятиях подчеркивают, что промышленный туризм помогает повысить осведомленность не только о самих компаниях, но и о городах и регионах, где они работают. А еще это во многом репутационная история. Например, в Иркутской нефтяной компании (ИНК) отмечают, что экскурсии на строящийся завод полимеров в Усть-Куте позволят еще раз продемонстрировать не только масштаб будущего предприятия, но и открытость компании и готовность к ведению диалога с местными сообществами.

И конечно, не стоит сбрасывать со счетов маркетинговый эффект. Например, по словам руководителя "Азия Мьюзик Компани" Бориса Рожанского, о том, что в сердце Сибири делают оркестровые инструменты - скрипки, виолончели, духовые, даже рояли, известно немногим. Директора музыкальных школ и училищ знают иркутскую продукцию, но, поскольку это недешевое приобретение, они хотят увидеть производство вживую.

- Мы рассказываем о нюансах, на которые необходимо обращать внимание при выборе. Взамен же получаем ценную обратную связь от педагогов, какие инструменты, какое оборудование необходимо музыкальным учреждениям, - поясняет Борис Рожанский.

Из промышленного маршрута нужно создавать туристический продукт

Представители бизнеса говорят о том, что промышленный туризм интересен им и как канал обмена опытом, и налаживания связей между предприятиями.

- В последние годы под эгидой торгово-промышленных палат стали формироваться группы представителей различных компаний, которые хотят приехать в какой-то конкретный регион, например, в Иркутскую область или на Сахалин, чтобы их провели по интересным им предприятиям. Это можно назвать туризмом, но у таких поездок есть четкая цель. Часто они приводят к хорошим договорам, инвестициям, - уточняет президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексей Соболь.

В Иркутской области стартовал четвертый поток "Школы фермера"

Посмотрев на опыт "первопроходцев", все больше предприятий региона присоединяются к движению промышленного туризма. На сегодняшний день речь идет уже о 27 крупных, средних и малых компаниях. Это предприятия АПК, фармацевтики, производители напитков и питьевой воды, стройматериалов. Из гигантов - алюминиевый завод, а также практически весь каскад гидроэлектростанций Иркутской области (Иркутская, Братская, Усть-Илимская ГЭС).

- Одно из самых ярких предприятий Иркутской области, которое удалось привлечь в состав региональной команды по развитию промышленного туризма, - Иркутский авиационный завод, - отмечает Наталья Гершун.

- Но, чтобы дальше развивать это направление, из промышленного маршрута нужно создать туристический продукт. Это непросто: нужно выбрать комфортные места проживания, питания. Нужен транспорт, обеспечение безопасности. Все это требует времени. Но наши туроператоры уже работают над тем, чтобы интегрировать такие экскурсии в свои программы, - сообщает председатель комитета по туризму ТПП ВС Марина Григорьева.

Кстати, по итогам 2023 года количество промышленных туристов в Приангарье составило свыше 57 тысяч, из них 34 тысячи - школьники и студенты.

Иркутская область Промышленность Туризм