08.07.2024 06:44
Челябинская область

Автозавод "УРАЛ" создает новое семейство машин на электро- и гибридной тяге

Автозавод "УРАЛ" создает новое семейство машин
Текст:  Евгений Китаев (Челябинская область)
Российская газета - Спецвыпуск: Промышленность №147 (9389)
На Международной промышленной выставке "Иннопром-2024" крупнейший производитель грузовых автомобилей из Миасса демонстрирует новую линейку машин, созданную в рамках проекта "Перспективная модульная электроплатформа". Проще говоря, автозавод "УРАЛ", известный своими внедорожниками, всерьез взялся за подготовку к выпуску электромобилей.
Модульную платформу с электрической силовой установкой миасский автозавод представляет на "Иннопроме". / АЗ "УРАЛ"
Читать на сайте RG.RU

- Инновационная машина будет работать практически беззвучно, к тому же двигатель в режиме электротяги не загрязняет воздух и не наносит вреда природе. Эти качества разрабатываемой нами линейки сегодня широко востребованы в больших городах с высокой загазованностью. Предприятие намерено сохранить экологическую направленность в своей работе, - отмечает гендиректор АЗ "УРАЛ" Павел Яковлев.

Снижение оказываемой на природу нагрузки всегда играло не последнюю роль в производственной стратегии предприятия. До экологических стандартов на заводе доводили серийные дизельные машины. Затем поставили на конвейер автомобили на газомоторном топливе, более "бережные" по отношению к природе. Логическим продолжением этого ряда становятся модели на электротяге, имеющие в зависимости от исполнения и режима работы нулевой или минимальный углеродный след.

За рубежом это направление автомобилестроения начало развиваться раньше. Но в России особая ситуация: из-за невысокой стоимости дизельного транспорта и топлива для него в стране не стали форсировать этот процесс. Сказался в том числе и недостаточный уровень развития в РФ рынка ключевых компонентов. Поэтому сегодня эксперты называют отечественный рынок электромобилей зарождающимся, а "УРАЛ" вместе с другими автогигантами - КамАЗом, ГАЗом, белорусским МАЗом - его формирует, разрабатывая инновационную технику при поддержке Минпромторга РФ, совместно с ведущими учебными заведениями России - МГТУ им. Баумана, Южно-Уральским госуниверситетом. Прогресс движется вперед на электрическом шасси, и, если рыночные ниши не занять сейчас, это сделают восточные конкуренты.

На выставке автозавод "УРАЛ" знакомит со своими планами будущих потребителей, демонстрируя флагманскую модель - полностью электрический грузовик, комплектация которого на 80 процентов состоит из отечественных узлов и деталей. Для АЗ "УРАЛ" особенно важно, чтобы в конструкции электроплатформы ключевые агрегаты были российского производства. Поэтому тяговый электропривод у нас отечественный (тяговые аккумуляторные батареи и тяговый электродвигатель, инвертор), подчеркивает руководитель проекта "Перспективная модульная электроплатформа" Ольга Рябова. Емкость батарей, используемых сейчас на опытных образцах в базовой комплектации, составляет 124 и 188 кВт, их заряда хватит на 100-150 километров пути. Чтобы продлить пробег до следующей зарядки, автозаводцы предусмотрели модификацию, в которой аккумуляторов вдвое больше, а запас хода близок к 200-300 километрам.

Но, поскольку инфраструктура для электромобилей в стране только формируется и зарядные станции на трассах далеко не на каждом шагу, специалисты "УРАЛа" создали в новой линейке и два гибрида. Это автомобили, которые могут сами себя подзаряжать, - у них на борту генераторные установки. Источником энергии для одного типа генераторов служит сжиженный газ, для другого - водородные топливные элементы. Это как дополнительные топливные баки, только для электродвигателя, которые увеличивают дальность пробега до 500 и 300 километров соответственно.

В прошлом году руководитель автозавода Павел Яковлев и гендиректор компании "Россети Урал" Александр Пятигор подписали соглашение о сотрудничестве, договорившись о передаче одного из гибридов в опытную эксплуатацию. На базе разработанного шасси партнеры получат автомобиль-мастерскую. На стенде "Россети Урал" этот продукт представлен в гибридном исполнении.

Впрочем, интерес к новинкам растет. Внимание к ним, помимо экологического аспекта, Ольга Рябова объясняет также финансовыми выгодами эксплуатации, дешевизной и оперативностью технического обслуживания. Электромобили, к примеру, не требуют замены масла, других трудозатратных операций. Работают же бесшумно и без вибрации, а до максимальных 90 километров в час машина плавно разгоняется всего за несколько секунд.

С ориентиром на инфраструктурную карту зарядных станций РФ грузовой электромобиль задумывался как машина городского типа, работающая в сфере логистики, коммунальных служб. В электрическом режиме заезжая в жилую зону, электромобиль не издает шума и не отравляет вредными выхлопами воздух, а покидая ее, может включать режим гибрида, заряжая батареи и увеличивая запас хода. Причем платформа предполагает установку надстройки практически для любых вариантов спецтехники.

По поводу же появления зарядных станций за городской чертой на предприятии выражают уверенность, что при наличии соответствующих программ и льгот для развития инфраструктуры этот вопрос будет решен. И в преддверии таких перемен осуществляют собственные планы: к ноябрю 2025-го "УРАЛ" должен быть готов к серийному выпуску нового семейства автомобилей, а продавать их собирается с 2026 года.

Челябинская область