Стройка собственного театра, пока под условным названием "концертный центр", с двумя зрительными залами и современным оснащением, в "Сириусе" идет ускоренными темпами, его торжественное открытие обещают в нынешнем декабре. Но зрителей (и театры) к его появлению начали готовить заранее.
В прошлом году стартовали сразу спектаклями Большого, "Урал Опера Балета" и Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В этом темп не снизили: Мариинский балет, Пермский театр оперы и балета, Театр Леонида Якобсона из Петербурга. Репертуар - от классики авангарда ХХ века до легендарного русского академизма. И все это на сцене Университета "Сириуса" - лишенной оркестровой ямы и сложного театрального оборудования, напоминающей своей вытянутостью скорее кинотеатр и, кажется, совершенно не предполагающей балетных постановок. Тем не менее для фестиваля не только в принципе нашли репертуар, совместимый с заданными условиями, но каждый вечер представляли одну из лучших премьер последних лет в исполнении лучших российских компаний.
На старте в этом году выступил Пермский балет, показавший уникальную программу - постановки Иржи Килиана и Уильяма Форсайта. Это единственная сегодня российская труппа, обладающая правами на их исполнение. Вероятно, благодаря необычной сцене спектакли приобрели необычное звучание.
Приближенные к зрителю буквально на расстояние вытянутой руки, они позволяли рассмотреть работу артистов "крупным планом", чего не предполагает стандартная балетная сцена, непременно отделенная от зрителя оркестровой ямой. И свадебный обряд, решенный у чешского хореографа скорее как мистерия, внезапно приблизился к сюжетному спектаклю. Да и "Вторая деталь" Форсайта обнаружила битву конкретных характеров. При этом линии танца были настолько строги, что внезапно отсылали к неоклассической эстетике Баланчина с ее законченной красотой.
Добрая лошадка русского классического репертуара "Дон Кихот" в версии Балета Леонида Якобсона создана датчанином Йоханом Кобборгом. Он взбодрил его необычными сюжетными ходами (так, интрига внезапно закручивается вокруг самого Сервантеса) и свежими режиссерскими идеями, благодаря этому спектакль вернул давно утраченные упругость и резвость. При этом пришлось отказаться от обаятельной сценографии француза Жерома Каплана, не вписывавшейся в формат сцены. Заменившие ее проекции спектакль не украсили, но этот компромисс дал возможность зрителям увидеть - впервые в "Сириусе" - полнометражный классический балет, что сделало его появление большим событием и было встречено с восторгом.
Завершился фестиваль двумя вечерами Мариинского балета, который составил программу из легендарной постановки "В ночи" Джерома Роббинса и "Concert DSCH" Алексея Ратманского, который стал одним из европейских балетных хитов последнего десятилетия. Но если второй спектакль почти без потерь вписался в новое пространство, то первый, как ни странно, в "сплюснутом" состоянии довольно много потерял - из него будто выкачали вечность. Впрочем, когда танцуют такие мастера, как вышедшая в Третьем дуэте Виктория Терешкина (Мариинский театр не поскупился и прислал на маленькие гастроли артистов первого ряда - Мей Нагахису, Надежду Батоеву, Ренату Шакирову, Кимина Кима, Филиппа Степина), то достаточно сфокусироваться на их танце, чтобы не замечать других обстоятельств.
Был на фестивале в "Сириусе" и еще один спектакль: на открытом воздухе показали видеозапись классической "Жизели" Большого театра со Светланой Захаровой и Сергеем Полуниным в главных партиях. Несмотря на не лучшую погоду, зал был полон. Также "параллельная программа" дала возможность всем желающим встретиться с руководителями приехавших компаний. Паблик-ток с публикой провела и Захарова, пообщаться с которой пришло много детей, прошедших профессиональный отбор и собравшихся со всей страны на балетную смену в образовательный центр "Сириус".
При таком комплексном подходе в "Сириусе" скоро появится своя балетная публика. А учитывая, что цены на билеты стараются держать на щадящем уровне, Дни танца на федеральной территории становятся все привлекательней для балетоманов всей страны.