10.07.2024 12:42
Экономика

В ПФО повышают цены на проезд, но эксперты уверены: всех проблем это не решит

Текст:  Алена Селезнева
Российская газета - Экономика Поволжья: №148 (9390)
Парад роста цен на проезд в общественном транспорте произошел этим летом в ПФО: в июне-июле стоимость услуг выросла в половине регионов. Всего же в текущем году цены на перевозки пассажиров изменились в десяти из 14 приволжских субъектов РФ. Власти и транспортники указывают в качестве причин изношенность парка, рост стоимости ГСМ и кадровый голод, а эксперты называют повышение платы мерой скорее выживания, чем развития.
/ Селезнева Алена
Читать на сайте RG.RU

Все выше...

Стоимость и "шаги" ее роста во всех городах отличаются. Наиболее заметное увеличение произошло в Кирове - с 30 до 40 рублей.

Самый высокий абсолютный показатель оказался в Казани, сейчас это 42 рубля наличными и 38 по карте (+6 и +3 рубля). В Йошкар-Оле цена проезда повышалась дважды - 1 января стоимость проезда в троллейбусах увеличилась до 29 рублей при оплате наличными и до 26 рублей по безналу. 1 июля было решено добавить еще по три рубля за билеты уже на весь городской транспорт. Цены выросли весной в Перми и Саратове, летом - в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Саранске, Ижевске, Уфе. В большинстве городов платить безналом дешевле. Но, например, в Кирове и Перми, а теперь и в Ижевске - цена одинакова.

Кадры в дефиците

Регионы разные - а причины повышения цены на проезд везде одинаковые. Так, в Удмуртии власти указывают на необходимость индексации зарплат сотрудникам предприятий; увеличение эксплуатационных расходов - на ГСМ, энергоресурсы, а также запчасти, стоимость некоторых из которых за год выросла на 50 процентов; необходимость ремонта объектов инфраструктуры.

Михаил Мишустин назвал главные задачи развития транспортной системы страны

- По состоянию на июнь 2024 года, на предприятии ИжГЭТ (ижевская муниципальная компания, управляющая электротранспортом) существует нехватка 30 процентов водителей трамваев и троллейбусов, а также кондукторов, - сообщает пресс-служба главы и правительства Удмуртии. - Неукомплектованность штата приводит к недовыпуску на линию до 13 процентов трамваев и троллейбусов в будние дни.

Такая же проблема и у автоперевозчика ИПОПАТ: чтобы решить кадровый вопрос, необходимо набрать более 180 водителей и свыше 150 работников вспомогательных служб.

Из-за износа трамвайных путей в первом полугодии движение задерживалось 31 раз. Средний возраст автобусов на муниципальных маршрутах составляет восемь лет, на межмуниципальных - 12-17 лет при нормативном сроке эксплуатации семь лет. При этом пресс-служба подчеркивает, что существующий тариф не компенсирует фактические расходы перевозчиков.

В правительстве Нижегородской области дефицит водителей также называют основной проблемой в работе общественного транспорта. В связи с этим их средняя зарплата была увеличена с 64 до 83 тыс. рублей. Также в городе наблюдается кратный рост стоимости запчастей и материалов для ремонта. Например, на 200 процентов выросла стоимость автошин.

- Мы два года не имели возможности повышать зарплаты водителям и кондукторам, что привело к высокому дефициту кадров, - рассказал руководитель АО "АТП" Дмитрий Катынов. - Сложилась ситуация, когда у ряда перевозчиков на маршруты просто некому выходить.

Правительство Кировской области сообщает, что перевозчики просили установить цену на проезд в размере 52-65 рублей. В итоге власти приняли решение повысить цену до 40 рублей.

Городской электротранспорт Челябинской области серьезно модернизируют

А воз и ныне...

Стоимость проезда в городах ПФО повышается каждые год-два, но проблему, похоже, это не решает.

- Ситуация с системой общественного транспорта в городах ПФО продолжает ухудшаться. Это касается даже тех городов, которые недавно существенно обновили подвижной состав, - отмечает член общественного совета при Ространснадзоре Михаил Якимов.

Он уточняет, что обновление автопарков наложило на городские бюджеты новые расходы: выросла стоимость обслуживания, а замена автобусов малого и среднего класса на автобусы большого класса потребовала увеличить зарплаты на обслуживающий персонал, модернизировать систему содержания транспортных средств и их ремонта.

Даже уже обновленный транспорт постепенно переходит в разряд стареющего. По словам эксперта, в Казани, например, средний возраст автобусов достиг семи лет, а в Перми заканчиваются трехлетние брутто-контракты на осуществление транспортной работы и потребуется искать новых перевозчиков с новым подвижным составом.

Глава Ижевска Дмитрий Чистяков заявил, что за последнюю неделю вновь начал получать обращения о некачественной работе общественного транспорта.

- Горожане долго ожидают автобусы на остановках, не могут своевременно уехать в пункт назначения. Перевозчик ссылается на период летних отпусков и хроническую нехватку персонала. Предусмотреть этот момент было можно, не считаем его веским аргументом. Поэтому будем штрафовать ИПОПАТ за несоблюдение расписания, - подчеркнул градоначальник.

Названы города, в которых больше всего происходит ДТП с общественным транспортом

Испытывает проблемы и Пермь, где обновляют автопарк, вводят цифровые технологии в оплату проезда и умную инфраструктуру. Но о таких проблемах многие города могут только мечтать. Недавно проверки дептранса администрации Перми показали, что не во всех салонах работают кондиционеры. Планируется включить в контракты обязательную установку датчиков их работы. В целом можно отметить, что Пермь является приятным исключением из общей картины. Эксперты называют общественный транспорт Перми лучшим в России (без учета Москвы и Санкт-Петербурга).

Дорога вниз

Проблемы в отрасли начались не вчера, но в последние годы усугубились, и постепенное повышение цен на проезд их не решит, считают опрошенные "РГ" эксперты.

Гендиректор компании "Мой автопрокат" Дмитрий Матвеев обращает внимание и на то, что часть перевозчиков еще не отошла от последствий ковидного кризиса, в период которого они потеряли в среднем до 30 процентов пассажиропотока.

- Пандемия способствовала развитию у граждан новых привычек: личный автомобиль стал ассоциироваться с безопасностью, поэтому многие до сих пор предпочитают его - это хорошо для такси, каршеринга и аренды авто, но плохо для общественного транспорта.

Повышение тарифов - самая действенная мера для решения этих проблем, считает Михаил Якимов. По его данным, это позволяет хотя бы компенсировать рост стоимости ГСМ. "Однако о полной стабилизации ситуации речь пока не идет", - подчеркивает он.

Развитие транспортной инфраструктуры улучшает экономику и благосостояние регионов

По его мнению, корни проблемы стоит также искать в эффективности функционирования общественного транспорта в городах. Низкая плотность населения и несовершенство маршрутной сети приводят к низкой заполняемости подвижного состава. По данным эксперта, среди городов ПФО выше всего этот показатель в Перми - до 700 пассажиров в день на одно транспортное средство, в других городах - 400-500.

- Власти городов стремятся удержать стоимость проезда на максимально возможном низком уровне. Но никуда не денешься от ее повышения, потому что цены на все связанное с транспортом не снижаются. Недостаточно субсидий и господдержки в части обновления транспорта и т. п., - отмечает Дмитрий Матвеев.

Директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения" Алексей Смирнов называет повышение цен за проезд шагом выживания.

- Проблемы и с состоянием парка, и с кадровым голодом накапливались годами, являются системными и требуют уже значительных инвестиций регионального или федерального уровня, ну или привлечения частного капитала, например через концессионные соглашения, - подчеркивает он.

Общественный транспорт Удмуртия Пермский край Нижегородская область Татарстан