Самый успешный альянс в истории?
Главный миф, продвигаемый Брюсселем при активном участии управления публичной дипломатии НАТО, заключается в нехитром тезисе - "организация Североатлантического договора является самым сильным и успешным альянсом в истории". Что касается мощи совокупного потенциала конвенциональных вооруженных сил 32 натовских стран то, действительно, ему нет равных среди отдельно взятых государств. Судите сами: общая численность военнослужащих НАТО - более 3,2 миллиона человек. На вооружении стран-членов альянса стоят около 15 тысяч танков, порядка 21 тысячи боевых самолетов и около 1800 боевых кораблей.
Но здесь стоит отметить, что вся эта армада не находится под военным командованием брюссельской штаб-квартиры блока. А все, что есть под рукой у заседающего в бельгийском городке Монс верховного главнокомандующего союзными войсками альянса в Европе (SHAPE) - это разветвленная сеть командно-штабных структур, несколько самолетов ДРЛОУ E-3A AWACS на авиабазе в немецком Гайленкирхене и около 40 тысяч военнослужащих в составе бригад сил быстрого реагирования. Причем сами натовские генералы могут использовать эти силы в боевых действиях только после долгого и забюрократизированного согласования в Североатлантическом совете - высшем органе военно-политического управления альянса.
Что же касается успешности НАТО, то здесь ситуация далеко не столь однозначна. Особенно, если считать критерием успеха доведенные до логического конца военные операции. Единственный раз за всю свою историю пятая статья устава НАТО о коллективной обороне была применена альянсом после террористических атак на США 11 сентября 2001 года. Результатом стало вторжение американцев и их союзников в Афганистан, а затем длительная война с талибами (движение "Талибан" признано в России экстремистской организацией и запрещено) в этой стране. Чем она закончилась? Позорным бегством натовцев из Афганистана в 2021 году с последующим взятием Кабула талибами.
Юбилей без праздника
О том, что праздничного настроения в Вашингтоне в дни проведения юбилейного, 75-го саммита НАТО ждать не приходится, отмечает газета The Washington Post. По ее данным, слетающиеся на американскую базу ВВС Эндрюс лидеры стран-членов альянса сильно озабочены мрачными электоральными перспективами престарелого президента США Джо Байдена и возможным возвращением в Белый дом по итогам предстоящих в ноябре выборов Дональда Трампа, который не раз скептически высказывался о НАТО.
Другой головной болью натовцев является подъем ультраправых политических сил в Европе и нарастание изоляционистских настроений по обе стороны Атлантики. "Сложно не беспокоиться о том, как альянс будет выглядеть через год, и дотянет ли он до 76 лет живым и здоровым", - пишет газета.
В этих условиях основная смысловая нагрузка вашингтонского саммита будет связана с рефлексией об "успешной" истории создания НАТО, необходимости противостояния "реваншистской России", выработке новых способов поддержки Украины и оценки угроз со стороны Китая.
Вашингтонский саммит станет последним для сильно засидевшегося на своем посту нынешнего генсека НАТО норвежца Йенса Столтенберга. Его преемником, начиная с октября, станет 57-летний голландец Марк Рютте.
Блоковая дисциплина даст трещину?
Итоговое коммюнике саммита уже согласовано. Ожидается, что союзники объявят о существенном увеличении оборонных расходов и предоставлении Киеву новых пакетов военной помощи. Однако остается основная интрига: будет ли Украине обещано полноправное членство в альянсе?
По данным телеканала CNN, в проекте вашингтонской декларации вступление Киева в НАТО будет названо "необратимым". Однако подобные формулировки кочуют из декларации в декларацию еще со времен саммита альянса в Бухаресте в 2008 году, а воз и ныне там. Кроме того, за неделю до встречи в Вашингтоне стало известно о распространенном американскими экспертами открытом письме с призывом не давать Украине никаких обещаний. А в конце минувшего июня директор по европейским делам совета национальной безопасности США Майкл Карпентер заявил, что Киев на вашингтонском саммите НАТО не получит приглашения в альянс. Вместо этого Незалежной в Белом доме посулили маловменяемый "институциональный мост" в западный военно-политический блок. Как известно, мосты часто делают разводящимися.
Существенно осложняет ситуацию для натовцев тот факт, что общественное мнение в странах-членах альянса по вопросу Украины расколото. "В среднем 40 процентов взрослых (в странах НАТО) считают, что [президент Украины Владимир] Зеленский делает правильную работу, а 46 процентов уверены, что это не так. Большинство только в семи странах (из 32 государств-членов альянса - прим. "РГ") верят в его способность управляться с международными делами. И уверенность в нем значительно упала в Европе и Северной Америке", - говорится в опубликованных исследовательской компанией Pew Research итогах социологического опроса, проведенного в начале июля в привязке к юбилейному саммиту НАТО.
Здесь же отмечается и еще один тревожный для Брюсселя факт: в США 31 процент респондентов заявили, что НАТО предоставляет слишком много помощи Украине, а 25 процентов считают объем оказываемой поддержки достаточным. В граничащей с Украиной Польше ситуация еще печальнее - 44 процента поляков уверены, что Киеву оказывается слишком много поддержки, а обратного мнения придерживаются только 6 процентов.
С учетом отсутствия пресловутого трансатлантического единства по украинскому вопросу раскол среди союзников на вашингтонском саммите НАТО спрогнозировал председатель комиссии Совета Федерации РФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков. "Настроения в Европе меняются. Виктор Орбан своей "миссией мира", которую он обещал сделать главным содержанием председательства Венгрии в Евросоюзе, словно открыл дотоле наглухо задраенный клапан", - написал Пушков в своем Telegram-канале. Сенатор обратил внимание на то, что глава правительства Словакии Роберт Фицо высказался в поддержку Орбана, а и.о. премьер-министра Болгарии Димитар Главчев собирается предложить на саммите НАТО начать переговоры с Россией.