10.07.2024 22:04
Технологии

Публичные каналы с аудиторией свыше 1000 человек в сутки обяжут передавать данные о себе в Роскомнадзор

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Федеральный выпуск: №152 (9394)
Госдума в первом чтении приняла законопроект, который направлен на ужесточение оборота серых SIM-карт. Среди обсуждаемых ко второму чтению инициатив инициатива по идентификации публичных каналов. В частности предлагается предусмотреть, что автор публичного канала с аудиторией более 1000 пользователей обязан передать в Роскомнадзор сведения о себе. В Роскомнадзоре пояснили "РГ", почему считают эту инициативу справедливой и обоснованной.
Читать на сайте RG.RU

В ведомстве напомнили, что согласно ч. 2 ст. 10 закона № 149-ФЗ информация, распространяемая без использования СМИ, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или распространителе в форме и объеме, достаточном для его идентификации. Это требование распространяется на персональные страницы пользователей соцсетей, однако в большинстве случаев не исполняется.

"Законопроект предлагает конкретизировать это требование и распространить его не на всех пользователей социальных сетей, а только на тех, чья ежедневная аудитория превышает 1000 человек. Согласно инициативе такой пользователь обязан сообщить в Роскомнадзор свои ФИО и контактную информацию для направления юридически значимых сведений. Это не регистрация в ведомстве, а уведомление регулятора о том, что владелец аккаунта занимается распространением информации", - заявили в Роскомнадзоре.

Там добавили, что инициатива предполагает, что российским компаниям будет запрещено распространять свою рекламу на публичных страницах, пользователи которых не сообщили о себе в Роскомнадзор.

В "РГ" уточнили отношение регулятора к популярной практике нагона ботов на каналы в Telegram в ходе конкурентной борьбы. Считается, что это может дискредитировать канал и понизить его ценность в глазах аудитории и потенциальных рекламодателей. Кроме того, планка суточного охвата вполне может быть достигнута за счет перепубликации в более посещаемый канал. Все это может произойти без согласия владельца и даже без его ведома.

Роскомнадзор: Использовать SIM-карту можно будет только после подтверждения данных абонента

"У каждого пользователя социальной сети есть возможность закрыть свою страницу от посторонних пользователей, оставив ее доступной только для близких людей. Если страница открыта и количество посетителей за сутки превысило 1000 человек, то человеку необходимо уведомить Роскомнадзор", - заявили в Службе.

Там напомнили, что анонимность в интернете ведет к безответственности: злоумышленники чувствуют себя безнаказанными. Например, они регистрируют на SIM-карты без установленного владельца фейковые аккаунты в мессенджерах и соцсетях. Создают сообщества, в которых распространяют фейки, информацию, призывающую к насилию, вовлекающую детей в совершение противоправных действий и другие запрещенные сведения.

"Сегодня онлайн-платформы часто выполняют роль СМИ для россиян. Анонимность распространителей контента опасна: сообщения экстремистского содержания могут оказать эффект "разорвавшейся бомбы". Недостоверная информация - нанести урон не только отдельной личности, но и безопасности целого государства. Важно, чтобы сведения о пользователе, распространяющем информацию в соцсети или мессенджере, были известны. Только в этом случае можно обеспечить безопасную информационную среду", -заявили в Роскомнадзоре.

"Насколько я понимаю смысл данной инициативы, речь не идет о процедуре, аналогичной регистрации СМИ (или реестру блогеров). Тут уместнее вспомнить ФЗ о персональных данных, который предписывает обязательное уведомление регулятора об их сборе и обработке. Только в данном случае предлагается уведомлять его о профессиональной деятельности по распространению информации. В любом случае эту инициативу предлагается обсудить и проработать в том числе с отраслью", - пояснил замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин, соавтор законопроекта о контроле за оборотом SIM-карт.

Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн также подтвердил "РГ", что ознакомился с инициативой и что она прорабатывается. При этом, полагает Хинштейн, введение любого требования работает только при условии, что есть ответственность за его неисполнение.

"Нововведения создают обязательства не только для блогеров, но и для рекламодателей. Поэтому необходимо предусмотреть механизм проверки/подтверждения передачи подобного уведомления таким образом, чтобы достоверность информации могла быть проверена", - сообщила Ирина Шамонина, руководитель юридического отдела агентства DIDENOK TEAM. Она отметила, что каналы с аудиторией порядка 1 тыс. человек крайне редко привлекаются для рекламных кампаний. "Учитывая, что нововведения добавят обязанности для блогеров, то стоит ожидать прореживания рекламного рынка. С другой стороны, это может значительно оптимизировать работу Роскомнадзора в части сбора информации о нарушениях (в том числе и по маркировке)", - отметила Шамонина.

Связь Сервисы Роскомнадзор