Артист повстречал будущую жену в Шанхае в 1940 году. Лиде Циргвава тогда было 17 лет, а ему - 51. Через пару лет они обвенчались, в 1943-м приехали в Советский Союз.
- Александр Николаевич посоветовал мне поступить в художественный вуз, чтобы... я могла бы зарабатывать и содержать семью, когда его не станет, - вспоминала Лидия Вертинская.
В 1955 году она окончила Московский художественный институт имени В. Сурикова. Лидия Владимировна стала работать на графическом комбинате. Через два года Вертинский скончался от острой сердечной недостаточности. Из-за его маленького трудового стажа в СССР пенсия по потере кормильца составила всего 20 рублей. Вдова с дочерьми жила, продавая свои картины.
- В те годы эстамп был в моде и хорошо раскупался в художественных салонах. Доченьки подрастали, моя мама была с нами, помогала и всей душой, сердцем, за что я ей очень многим обязана и всегда ее помню, - отмечала Вертинская.
Ее любимой техникой была линогравюра. Рисунок вырезался на линолеуме, для одной работы могло потребоваться несколько печатных досок.
- Я хорошо помню мамины руки, уже ставшие жесткими и грубоватыми, запах печатной краски в доме, маленький парусиновый складной стульчик и мольберт, стоявшие в коридоре, готовые уехать в Тарусу. Она много путешествовала по России, восхищалась осенними пейзажами, заброшенными церквами, русскими деревушками, утопавшими в сугробах, писала натюрморты, по которым затем создавала свои гравюры... В комнате, где она работала, стоял огромный тяжелый станок с круглым металлическим рычагом, которым мама, как какой-нибудь фрезеровщик на заводе, прижимала тяжеленную плиту пресса. Удивительно, что из-под этой металлической махины выходили нежные пейзажи и яркие натюрморты, - отмечала младшая дочь, народная артистка РСФСР Анастасия Вертинская.
Увидеть эти эстампы в Иванове можно до 26 августа.