10.07.2024 15:05
Власть

С 1 августа Екатеринбург ждет очередной этап транспортной реформы

Текст:  Светлана Добрынина
Российская газета - Экономика УРФО: №151 (9393)
На новую систему контрактов с компаниями, оказывающими услуги общественного транспорта, переходит с 1 августа нынешнего года администрация Екатеринбурга: муниципалитет начнет заключать с перевозчиками брутто-контракты. Эта модель предусматривает расчет за пройденные километры, при этом деньги, поступившие от пассажиров, перевозчики обязаны будут сдавать в бюджет.
Читать на сайте RG.RU

Первым новую модель опробует муниципальное предприятие "Гортранс" - сначала ее запустят в электротранспорте. Компания должна будет строго выполнять расписание движения трамваев и троллейбусов, а также обеспечивать необходимое количество машин на маршрутах. С первого октября на новую схему планируют перевести и автобусные маршруты.

О грядущем внедрении брутто-контрактов власти Екатеринбурга заявили в марте этого года. Тогда вице-мэр Рустам Галямов пояснил, что такой подход заставит перевозчиков не гнаться за количеством пассажиров, а строго соблюдать график (от этого зависит коэффициент качества). Важно, что это позволит перенаправить транспорт на "социальные" маршруты.

Нынешний старт, можно сказать, экспериментальный, тестовый. В новую схему пока включен только МУП, поэтому глобальных сбоев не ожидается: в случае финансовых проблем у муниципального перевозчика бюджет сможет его поддержать. Другое дело - автобусные маршруты, львиная доля которых в областном центре обслуживается частными компаниями: у бизнеса немало проблем с автопарком, остро не хватает водителей.

- Если цена контракта будет адекватна себестоимости работ, тогда это хорошо и выгодно, - кратко оценил перспективы учредитель одного из автопредприятий Юрий Минин.

В Зауралье после шести лет обещаний так и не отремонтировали дорогу к селу

До сих пор в Екатеринбурге действовала система нетто-контрактов - это модель, при которой муниципалитет выступает лишь в качестве посредника: чиновники заключают с компаниями муниципальные контракты на обслуживание маршрутов, а перевозчики живут тем, что получают прибыль от продажи билетов пассажирам и компенсации за льготников от бюджета.

Модель брутто впервые была внедрена за рубежом в начале 1990-х, в Россию же пришла в 2016 году. Стартовала в Москве, сейчас ее полностью или частично ввели восемь городов, в том числе Пермь и Челябинск. Оценки ее эффективности разные. По мнению некоторых экспертов, резкая перестройка отношений с частными перевозчиками может серьезно разбалансировать неподготовленный рынок.

- Построение транспортной системы, основанной на брутто-контрактах, выбирают города, имеющие сильный бюджет и готовые вкладываться в такую перестройку. Это не волшебная пилюля от всех бед общественного транспорта, - считает директор института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.

По его мнению, чтобы модель заработала без сбоев, условия контрактов с перевозчиками должны быть предельно четкими, а администрации необходимо наладить жесткий контроль за работой компаний, вплоть до отслеживания в режиме онлайн движения транспорта. По данным Якимова, Пермь, которая внедрила модель четыре года назад, в начале пути столкнулась с проблемами, в частности, с серьезным провалом в бюджете. Разрыв между выделенной на брутто-контракты суммой и полученной от продажи билетов выручкой составлял два миллиарда рублей, сейчас он сократился до одного миллиона. А в Костроме, наоборот, приятная неожиданность: выяснилось, что перевозчики скрывали реальный пассажиропоток, чтобы уменьшить налоги. Они указывали, что ежегодно перевозят 15 миллионов человек, а после введения брутто-контрактов показатель подскочил до 35 миллионов. В Челябинске на такую схему оплаты переведены лишь несколько автобусных маршрутов, оснащенных новыми машинами среднего класса, и проблем с ними нет.

Власти Екатеринбурга пока не озвучивали сумму, которую планируют вложить в реализацию нынешнего этапа транспортной реформы, но, по оценке Михаила Якимова, для перевода всего общественного транспорта на брутто-контракты в полуторамиллионном городе потребуется не менее 8 миллиардов рублей.

Прямая речь

Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

- Необходимость оптимизации маршрутной сети общественного транспорта в Екатеринбурге очевидна. При этом любая реформа должна быть прежде всего эффективной, а это значит, что люди должны меньше времени проводить в пути и в ожидании своего маршрута, особенно учитывая климатические особенности нашего региона. Никакие реформы не должны осложнять жизнь.

Свердловская область Регионы