При развитии пунктов пропуска отдается приоритет внедрению российских технологий. Например, для выполнения поручения по сокращению времени осмотра грузового транспорта до 10 минут в эксплуатацию вводятся такие инновационные цифровые решения, как электронная очередь, диспетчеризация, мониторинг и информирование водителей об очередях. Ведется разработка интегрированной системы пропуска, которая позволит объединить данные о пересекающих границу авто в единой информационной среде и тем самым сократит временные потери. В этом году опытный образец будет развёрнут на границе с Азербайджаном, в пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр. В дальнейшем технологию распространят на все приоритетные участки границы.
Сейчас осмотр грузового транспорта на пунктах пропуска занимает в среднем 38 минут. Чтобы водителю проехать из центральной европейской части России до границы с Азербайджаном, потребуется около двух суток. Если водитель находится лишние 28 минут на пункте пропуска, то теряет примерно 1,5 - 2% своего рабочего времени, транспортное средство также простаивает. Экономия 28 минут времени водителей позволит снизить себестоимость перевозок примерно на 1,5 - 2%, делится в беседе с "РГ" заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов.
"Затраты на транспортировку составляют порядка одной десятой от стоимости товаров в целом, то есть от товарооборота. Соответственно, снижение затрат на перевозки на 1,5 - 2% уменьшит себестоимость продукции примерно на 0,15% - 0,2%. Товарооборот между Россией и странами Азии составляет порядка 500 миллиардов долларов, и если взять 0,15-0,2% от этой суммы, то получится от 750 миллионов до миллиарда долларов экономии на стоимости товаров", - отмечает он.
Сейчас в стране функционирует 317 пунктов пропуска. С 2021 по 2023 год проведена комплексная модернизация 14 приоритетных пунктов пропуска, обустроены 10 пунктов пропуска на административных границах с новыми регионами. Реализация цифровых решений позволила с 2021 по 2023 год повысить пропускную способность пунктов пропуска на границах с Азербайджаном - в 5 раз, Монголией - в 2,4 раза, Грузией - в 2 раза, Китаем - в 2 раза и Казахстаном - в 1,1 раза.