15.07.2024 12:03
Общество

На БАМ - за мечтой: Ульяновец рассказал, как комсомольцы строили будущее страны

О трудовом подвиге советского народа говорилось много, и одним из наиболее ярких примеров самоотверженности наших соотечественников стало возведение Байкало-Амурской магистрали. Среди тысячи выдающихся комсомольцев на всесоюзной ударной стройке были и ульяновцы, которые, несмотря на сибирские холода и тяжелые условия труда, добровольно отправились строить будущее страны. Об их подвиге в своих очерках и книге "Мы из Ульяновска" писал журналист, ныне директор школы №42 Олег Куликов, который к 50-летнему юбилею со дня начала возведения БАМа рассказал корреспонденту ultoday73.ru о трудовых свершениях простых рабочих, их быте и мотивации.
Читать на сайте RG.RU

Официально начало истории вековой стройки было положено 8 июля 1974 года, когда ЦК КПСС и Совет министров СССР подписали постановление о строительстве БАМа - железной дороги протяженностью 4,3 тысячи километров, проходившей через Восточную Сибирь и Дальний Восток. Однако говорить о ней начали еще до прихода советской власти, ведь БАМ ведет к ценным ресурсам Сибирского края.

Едва началось строительство важнейшего железного пути, туда стали приезжать молодые люди со всей страны, желая сделать свой вклад в историческую стройку. Одними из первых были и ульяновцы, чьи усилия были высоко оценены. Чтобы увидеть их жизнь, рассказать больше об их трудовом подвиге, на строительство БАМа отправился и корреспондент газеты "Ульяновский комсомолец" Олег Куликов.

Что интересно, свой трудовой путь ульяновец начал в должности педагога.

Олег Юрьевич, расскажите, как вы прошли путь от учителя до корреспондента?

В Тынде в дни празднования юбилея БАМа прошел гастрофестиваль

Олег Куликов: Все просто. Я окончил филфак в педагогическом университете еще в 1973 году, после чего отправился работать учителем по распределению в школу Тимирязевской опытной станции. Потом ушел в армию, вернулся, но на работу устроиться не смог. Тогда в Ульяновске было тяжело найти место работы. Вспомнил, что я умею хорошо писать и фотографировать, ведь был учеником Александра Ивановича Маркелычева - легендарного фотохудожника. Сначала устроился на машиностроительный завод в газету "Рабочая правда", потом уже пригласили в "Ульяновский комсомолец".

Как началась ваша история на БАМе? Когда отправились туда?

Олег Куликов: На строительство Байкало-Амурской магистрали я поехал в 1975 году, тогда я работал в "Ульяновском комсомольце". С БАМа в редакцию пришло письмо, в котором комитет комсомола головного ремонтно-восстановительного поезда №28 (ГОРЕМ №28) благодарил комсомольские организации Ульяновска за наших земляков, которые поехали туда и великолепно работали. БАМ тогда был чем-то святым, о нем говорили из всех радиоприемников и телевизионных экранов. Туда постоянно отправляли отряды, попасть в которые было очень трудно, даже практически невозможно. Отправлялись только самые лучшие! Я выбил командировку и поехал туда от редакции "Ульяновского комсомольца".

Как журналист, что вы планировали привезти из этой поездки?

Олег Куликов: Я отправился писать материал о наших ребятах, которые там работали, чтобы рассказать, как они трудятся, какие у них условия, что вообще такое Байкало-Амурская магистраль, ведь многие не знали, да и сейчас не знают толком об этом ничего, а это очень любопытно. Малый БАМ начали строить еще в довоенное время. От станции на Транссибирской магистрали, которая была построена еще при царе, до Тынды. Эта железная магистраль была протяженностью в 100 километров и возводилась в основном руками заключенных. Я видел эти лагеря, вернее только то, что от них осталось.

В 1942 году во время Сталинградской битвы понадобилось построить обходную железнодорожную рокаду, необходимые рельсы взяли с Малого БАМа. А уже в 70-х годах было принято решение построить Байкало-Амурскую магистраль. Все потому, что места там очень богаты ресурсами: месторождение на месторождении.

Чем отличились ульяновские комсомольцы?

Олег Куликов: Отряд из десяти человек, который отправился на стройку от нашей области, поехал практически самостоятельно. Их туда не вызвали - они отправились своим ходом и по своей инициативе. Когда они приехали в поселок Аносовский, находящийся в 50 километрах от Тынды (столица БАМа. - Прим. автора), их встретили и поселили в палатки с дырявым верхом, а ведь это Сибирь. Там, мягко говоря, прохладно: утром встаешь, а чайник замерз. Но трудности не испугали наших ребят, и вскоре ударный труд ульяновцев оценили и приняли в ГОРЕМ №28.

БАМ - 50! Специальный проект RG.RU к юбилею Байкало-Амурской магистрали

Строительство железной дороги через Сибирский край имело свои особенности?

Олег Куликов: Строить там очень тяжело! Все из-за географических особенностей. Постоянно сопки сменяют марь и наоборот. К тому же там вечная мерзлота.

Как-то идем по мари, вижу, камни лежат, спрашиваю, что это такое, а мне говорят: "Мы по кладбищу идем". Дело в том, что еще в довоенное время, когда строительством занимались заключенные, если кто-то из них умирал, копать для захоронения было бесполезно! Здесь вечная мерзлота, поэтому их просто камнем накрывали. Жуткая картина. (на фото)

Во время строительства железной дороги требовалась прежде всего насыпь. Ее обустройство имело свои трудности из-за климата. О чем говорить, если там даже дома на сваях делали. Но если с насыпью и укладкой рельс еще все понятно, то стоит учесть, что там еще строились станции и городки. Особенно тяжело было нашим бетонщицам. Работа - не позавидуешь!

А что касается условий жизни? Каким был тогда быт наших земляков?

Олег Куликов: Условия были, мягко говоря, любопытные. Бамовцы жили в вагончиках и общежитиях барачного типа. Да, это не палатки, как в самом начале, но условия непростые. Я приезжал туда осенью на два месяца, но позже по роду своей профессии, объездив половину СССР, знаю, что зимы в тех местах суровые, температура опускается до минус 50 градусов.

Но зато снабжение там было серьезное! Когда мои друзья помогали мне собираться на БАМ, говорили: "Сибирь - глушь дикая!" Я с собой взял много: растворимый кофе, тушенку и другое. Но когда я прилетел в Иркутск, где была газета "Советская молодежь", коллеги надо мной посмеялись. Прилетаю я на БАМ, а там в магазинах - апельсины, пиво чешское, которое у нас я встретил только в 80-е годы, копченая колбаса, повсюду немецкие, корейские машины. И это в то время, когда в том же Иркутске стояли в очереди за сухим молоком.

Как проходили ваши первые дни в Сибири?

Олег Куликов: В самом начале я прилетел в Тынду, где был центральный комсомольский штаб. Прихожу, а там все заняты, бегают, ведь там половина выдающихся людей Советского Союза: приезжали артисты с концертами. Меня устроили в гостиницу, где в одном номере 35 коек. За перегородкой от меня жили "Песняры", а по коридору прогуливалась Людмила Сенчина, пару раз я видел Иосифа Кобзона.

На БАМе прошел парад ветеранов и спецтехники

Утром рано иду в поселок увидеться с нашими комсомольцами, а навстречу мне выскакивает медведь! Я, естественно, со страху чуть не упал. Он же подбежал ко мне, ткнулся мордой и пошел дальше. Я только потом узнал, что это медвежонок, который в этом поселке жил, Айка его звали. Местные охотники пошли на уток и случайно обвалили берлогу. Живы остались только потому, что один из них успел дробью выстрелить в медведицу, выскочившую на них, а профессиональный охотник успел перезарядит пулей ружье.

Значит, вы встретили много известных людей на БАМе?

Олег Куликов: Много известных и талантливых людей я увидел еще в Иркутске в газете "Советская молодежь". Там встретился с драматургом Вампиловым, Олегом Куваевым, который написал известный роман "Территория". Он ходил в свитере из шерсти мамонта. Мне было интересно с ними общаться. Из "Советской молодежи" многие потом добились высоких результатов, например, Коля Кривомазов потом стал главным редактором центральной "Правды".

Но я же не со знаменитостями ехал встретиться, а написать о наших ребятах. Об электрике из Николаевского района Викторе Боткине, о бетонщицах Жене Рыжовой и Клаве Зубковой.

Да, конечно, деньги им платили хорошие, но дело не в них было. Они горели этим. Однажды меня пригласили на свадьбу. На улице грязь, но свадьба, все счастливы! Жених несет невесту в белом платье на руках! Шампанское где-то достали, хотя сухой закон был. Тяжело было, но жизнь кипела! И люди там были потрясающие!

Вроде и условия работы были тяжелые, и быт непростой, так почему же, на ваш взгляд, Байкало-Амурская магистраль привлекала столько советской молодежи?

Олег Куликов: Простой пример. У нас в школе есть медицинский класс. Туда приходят дети с хорошими аттестатами - все хотят быть врачами. Я спрашиваю ребенка: "Кем хочешь быть?", а он отвечает: "Стоматологом!". Другой: "Патологоанатомом". А в моем детстве, кого ни спроси, все хотели быть космонавтами, геологами, полярниками. Это разница в окружении, воспитании, идеологии - она делала все! Когда с детства воспитывают любовь к Родине, приучают к высоким целям. Люди отправлялись на БАМ за мечтой! Им нравилось! Они строили будущее нашей страны. Громкие слова, но, тем не менее, так и было. Все ехали туда с восторженными глазами!

А была ли у вас личная мотивация побывать на Байкало-Амурской магистрали?

Олег Куликов: Конечно! Я был из того же поколения мечтателей! Сейчас журналистика стала другая, более "клиповая". Понятий "фельетон" и "очерк" практически не существует, а мы писали их, издавали книжки, и люди читали. Это была одна из главных форм общения с народом. Даже кино не так ценилось. Поэтому мне очень хотелось поехать на всесоюзную стройку, чтобы рассказать о ней.

В Тынде открыли семиметровый монумент в честь строителей БАМа

Как ваша жизнь сложилась после того, как покинули БАМ?

Олег Куликов: Я продолжал работать в газете, написал серию очерков, которые набрали большую популярность. Вышла книжка "Мы из Ульяновска". После этого работал в "Ульяновской правде", а потом меня позвали в авиационную газету "Воздушный транспорт". Это была потрясающая московская газета с большим тиражом. На тот момент она только образовалась. У меня был литерный билет на самолет. Я мог летать куда угодно и сколько угодно. Пока работал в "Воздушном транспорте", облетел весь Советский Союз, в том числе побывал в тех местах, куда бы не отправился сам: на Дальнем Востоке, Чукотке, в Магадане. А затем перестройка и собкоров сократили. Возвращаться в региональную прессу не захотел. Вспомнил, что я когда-то работал учителем. Мне сразу предложили стать директором, но я отказался, потому что за годы многое подзабыл. Но уже через два года принял участие в конкурсе и все-таки стал директором в школе № 24, проработал там десять лет. В 2000-х снова вернулся в журналистику. Много где работал, был редактором "2х2 на Волге", редактировал журнал "Власть". Со временем снова решил вернуться к педагогической деятельности. Стал директором школы №42 и занялся ее развитием.

Как считаете, если бы стройка БАМа была в наше время, способно ли было новое поколение на такие же трудовые подвиги?

Олег Куликов: Однозначно говорить трудно, скажу по-другому. Сейчас идет специальная военная операция. Кто на нее идет? Молодежь! Многие ребята из нашей школы - чистые, просветленные люди - совершают подвиги. Это лучший ответ на любые подобные вопросы!

Мария Лисовенко

Амурская область Ульяновская область Образ жизни