16.07.2024 16:44
Экономика

Ветеринарная служба нуждается в восстановлении федеральной структуры

Текст:  Светлана Щепеткина (руководитель Научного консультационного центра по разработке и трансферу системных технологий в ветеринарии и сельском хозяйстве)
Российская газета - Северо-Запад: №154 (9396)
Жизненно важно восстановить федеральную структуру ветеринарной службы в стране, если мы хотим употреблять безопасные продукты и предотвратить вспышки крайне опасных заболеваний.
Читать на сайте RG.RU

Почему важно? Подавляющее большинство современных свинокомплексов, птицефабрик, молочных хозяйств развивались на фундаменте предприятий, построенных еще в СССР в 60-70-е годы XX века. По сравнению с зарубежными фермами они были гигантского размера. Например, "окорочка Буша" собирались интеграторами с тысяч небольших птицефабрик.

Высокая концентрация поголовья требовала высочайшей культуры ветеринарного обслуживания. Единые меры предупреждения и ликвидации болезней на всей территории страны разрабатывала и осуществляла госветслужба.

Контролем массовых заразных болезней и лечением животных в промышленных предприятиях занималась производственная ветеринарная служба, а в хозяйствах населения - ветеринарные врачи госветслужбы ветстанций.

Однако в 2002 году федеральная структура ветеринарного обслуживания животноводства была ликвидирована, имущество передано в регионы, на них же возложено управление ветслужбой и финансирование противоэпизоотических мероприятий. В 2004 году создан Россельхознадзор, отвечающий в основном только за контрольно-надзорную деятельность, но не за организацию ветобслуживания, профилактику болезней, лечение животных и ликвидацию эпизоотических вспышек.

Продавать сельхозпродукцию из Херсонской области будут в логистических центрах РФ

Сегодня на федеральном уровне нет единой структуры по разработке, организации и реализации федеральных программ по ветобслуживанию - каждый регион занимается решением этих задач самостоятельно. И если на крупных предприятиях есть своя производственная ветслужба и лаборатории, то хозяйства населения обслуживать фактически некому. Именно поэтому зачастую вместо своевременной профилактики заболеваний и лечения, животных населения отчуждают и уничтожают. При этом владельцы животных зачастую не могут добиться справедливости, так как за эти действия ответственность несут сами регионы.

Вопрос распространения заболеваний стоит очень остро, особенно в фермерских и личных подсобных хозяйствах, которые часто являются единственным источником дохода населения. Проблемы есть и на крупных предприятиях, однако решают их совсем по-другому. Например, из ветправил по убою и проведению ветеринарно-санитарной экспертизы на мясокомбинатах удалили запрет на убой больных и подозрительных в заболевании сибирской язвой, бешенством, столбняком, а также запрет на реализацию сырой свинины, на которую могли попасть возбудители рожи, сальмонеллеза, листериоза, пастереллеза, чумы свиней и болезни Ауески - четыре из этих болезней опасны для людей, а из-за скармливания сырой свинины во многих городах страны от болезни Ауески погибают собаки и кошки.

Решением является восстановление единой федеральной структуры госветслужбы в виде единства и вертикали управления, внесение изменений в ветзаконодательство, разработка и реализация федеральных целевых программ по контролю массовых заразных болезней Минсельхозом России совместно с профильными экспертами по ветеринарии.

СЗФО АПК Мурманская область Архангельская область Вологодская область Калининградская область Карелия Ленинградская область Ненецкий АО Новгородская область Псковская область Республика Коми Санкт-Петербург