"Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать развитию сетей связи и обеспечению покрытия сигналом подвижной радиотелефонной связи автомобильных дорог общего пользования", - говорится в отзыве Правительства, подписанном вице-премьером - главой аппарата Правительства Дмитрием Григоренко. Документ опубликован на сайте Госдумы.
Позднее в аппарате Григоренко прокомментировали "РГ" позицию Правительства:
"Обеспечение быстрого и доступного интернета по всей стране является одним из приоритетных направлений цифрового развития России, и оно будет отражено в новом Национальном проекте «Экономика данных». Речь не только о подключении к интернету малонаселенных пунктов и труднодоступных районов, но и о покрытии федеральных и региональных трасс мобильной связью. Такую задачу поставил Президент в послании Федеральному Собранию", - заявил собеседник "РГ".
По его словам, создание соответствующей нормативной базы ускорит развитие качественной мобильной связи вдоль автомобильных дорог. В первую очередь, за счет внедрения единых базовых правил и условий для строительства и размещения объектов и линий связи. Это позволит решить сразу ряд вопросов, с которыми сталкиваются российские операторы.
"Например, в данный момент между операторами связи и владельцами автодорог отсутствует единый порядок взаимодействия при строительстве (прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации) линий связи в границах полосы отвода автомобильной дороги. Кроме того, противоречия возникают при использовании государственной и муниципальной собственности вдоль федеральных и региональных трасс. Очевидно, что необходимо оптимизировать взаимодействие операторов связи и владельцев автомобильных дорог. Именно эту задачу решает данный законопроект", - отметили в аппарате Григоренко.
Как следует из пояснительной записки к документу, сейчас федеральные автодороги покрыты сетями GSM почти на 90%, сетями LTE - от 54% до 75%, а региональные дороги - сетями связи различных поколений на уровне 20-40%. Особенно эта проблема актуальна для регионов Сибири и Дальнего Востока. При этом дальнейшее развитие системы вызова экстренных оперативных служб "112", а также применение технологий беспилотного транспорта и Интернета вещей потребуют в перспективе полного покрытия мобильной связью федеральных, региональных и межмуниципальных автомобильных дорог.
Законопроектом предлагается закрепить в ФЗ "Об автодорогах", что сооружения связи (при учете допустимых габаритов) могут размещаться в границах полос отвода автомобильных дорог; установить в законе "О связи", что строительство, эксплуатация, капитальный ремонт, а также перенос линий и сооружений связи в границах полос отвода автомобильных дорог осуществляются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об автомобильных дорогах; установить для автодорожной сферы общий принцип работы с операторами при переносе линий связи, убрав для владельца автодороги, при строительстве которой нужно перенести линии, возможность не только переносить объекты связи, но и требовать за это деньги с оператора.
Рассматриваемый законопроект — важный шаг на пути к созданию единых и понятных правил допуска операторов связи к строительству инфраструктуры вдоль трасс, сообщили "РГ" в "Мегафоне".
"Прежде всего принятие инициативы даст операторам возможность размещать антенно-мачтовые сооружения в полосе отвода автодорог, что позволит добиться существенного повышения уровня покрытия связью. Кроме того, инициатива вносит ясность в части регулирования вопросов переноса линий связи при реконструкции дорог", - заявили в пресс-службе оператора.
Там добавили, что покрытие трасс стабильной связью требует комплексного подхода и решения вопросов, в том числе, с энергообеспечением и нормативами технического регулирования. "Принятие законопроекта позволит ускорить эти процессы и облегчит взаимодействие всех сторон", - заявили в "Мегафоне".
"Изменения нужные, приятие законопроекта несколько облегчит размещение сооружений связи в полосах отвода. На линии связи законопроект не распространяется, он предусматривает размещение на условиях публичного сервитута в полосе отвода только сооружений связи. Основные причины, препятствующие обеспечению дорог связью, остаются прежними: отсутствие внешнего электроснабжения и канальной инфраструктуры (ВОЛС, РРЛ и т.п.)", - сообщили в пресс-службе МТС.
"Законопроект упростит возможность размещать антенно-мачтовые сооружения (АМС) в полосе отвода, что прежде было невозможно. Вместе с тем у Минтранса есть внутренние регламентирующие документы, которые допускают размещение высотных объектов при условии, что их высота не превышает ширины полосы отвода минус 5 метров", - сообщили в пресс-службе Tele2. "Однако учитывая, что наши АМС вдоль дорог имеют высоту не менее 40 метров, полоса отвода должна составлять около 45 метров – это редкость", - добавили в компании.
В Tele2 пояснили, что в настоящий момент операторы прорабатывают обоснование и типовые решения, позволяющие Минтрансу допускать установку АМС в полосе отвода не далее чем 1/3 от его высоты и делать исключения для АМС при установке на участках, где альтернативных мест размещения нет.
"Сложности с размещением АМС характерны для всех автодорог. Отдельно стоит отметить участки с низкой плотностью населенных пунктов, когда единственным безальтернативным вариантом размещения является полоса отвода автодороги, в том числе из-за доступности линий электроснабжения вдоль трасс. Мы уверены, что комплекс технических и законодательных инициатив позволит урегулировать вопрос размещения АМС в полосе отвода, если изменить критерии расстояния до бровки полотна дороги. Это критически важно для обеспечения должного качества связи вдоль автомагистралей", - заявили в Tele2.
В "билайн" отказались от комментариев.