17.07.2024 10:11
Чебоксары

Как художница из Чувашии заставила зрителей иначе взглянуть на культуру предков

Текст:  Евгений Петров
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №156 (9398)
В один из летних дней пешеходы на проспекте Карла Маркса невольно замедляли ход, глядя на новый арт-объект возле Музея чувашской вышивки. На белом плакате - танцующие фигуры, начертанные смелыми черными линиями и украшенные летящими по теплому летнему ветру блестками. Стрит-артом чебоксарскую публику уже не удивишь. За последнее время на многих домах Чебоксар появились яркие муралы. Зато перформансы все еще достаточно редки и поэтому вызывают у горожан неподдельный интерес.
Выставка графики по-новому раскрыла чебоксарскому зрителю театрального художника Нину Федорову. / Евгений Петров
Читать на сайте RG.RU

Смешение жанров

- Они не танцуют, они просто сидят и слушают музыку! - уточнила автор инсталляции, юная художница Нина Федорова, уже известная в культурных кругах театральный художник и график.

Свою первую персональную выставку "Перламутровый ток", которая открылась в Музее чувашской вышивки, она дополнила музыкальным сопровождением. Смешение жанров оказалось очень удачным, и атмосфера на премьере создалась непринужденная и лиричная.

- Перламутр я выбрала для названия за его сложную многослойную структуру и нежные переливы цвета на свету. А ток - это не только течение времени и перетекание вдохновения из одной сферы в другую, но это также энергия, которая питает художника, его музу, внимательного зрителя. В окружающем нас пространстве я вижу отражение лучей солнца в струях воды, в косах девушки, в змейке, скользящей по песку, - пояснила Нина свои ассоциации.

Нина Федорова - выпускница Чебоксарского художественного училища и ВГИКа. Ее работы чебоксарцы и гости столицы уже успели увидеть в Чувашском театре оперы и балета, где она участвовала в оформлении опер "Нарспи" и "Любовный напиток", а также балета "Спящая красавица". В прошлом году художница создавала эскизы костюмов для спектакля "Чаваш юмахесем" ("Сказки Чувашии") Чувашского театра юного зрителя им. М. Сеспеля.

В ее рисунках соединяются лаконичность и романтика, внимание к деталям, текучая стихия воды и узнаваемые приметы окружающей жизни. / Евгений Петров

- Показать свою графику именно в Музее чувашской вышивки, среди раритетов чувашской народной культуры, я хотела потому, что это исконная культура моих предков, мои корни, - призналась Нина Федорова. - Я всегда буду чувашским художником, буду помнить об изобразительных традициях своего народа. Я понимаю их ценность и знаю, что они меня питают. Моя прабабушка, вышивая, проявляла уважение к традициям. У нее инструментами творчества были игла и нитки, а также канва - вертикальные и горизонтальные "направляющие" в составе ткани. Они диктовали ритмику и размер узора, а вдумчивый выбор цвета и линий давал простор для самовыражения. Для меня, современной чувашской девушки, сейчас органичнее бумага и карандаш. Очень люблю монохром. Считаю, что, используя только белый и черный тона, можно добиться большей выразительности образа. Но именно в старинной вышивке черпаю идеи, из нее растут мои образы, как и я сама - листок на древе своего рода.

Спой нам, красавица, о прошлом и будущем

На открытии выставки пела и а капелла, и с сопровождением прекрасная оперная дива Мария Михайлова. Ей аккомпанировал на контрабасе загадочный юноша в смокинге.

Один из любимых персонажей художницы - девушка-стихия с волнистыми волосами. / Евгений Петров

Оба они были похожи на фигуры с полотен художницы. Нина Федорова призналась, что ей сложно разделить свои симпатии между персонажами, поскольку она всегда рисует себя, просто "в моменте" - в мечтах, в снах, в будущем или в прошлом. И юноши - тоже ее копия, просто это отцовская часть ее характера, внешности, видения и понимания роли мужчин в социуме.

Много говорили посетители выставки о выразительности струящихся на картинах женских волосах - сакральном символе женского начала, сплетенных в девичьих косах или распущенных при гадании на суженого. Разнообразил приятное течение музыкально-художественного вечера созданный Ниной Федоровой анимационный ролик. Художница пока делает первые робкие шаги в этом популярном сейчас жанре.

- Мне всегда очень нравилось наблюдать за пробой пера мультипликаторов во ВГИКе. Это очень живой, сложный, глубоко индивидуальный процесс или вдохновенная и слаженная командная работа. Хотелось и свои силы попытать. На этот короткий ролик, правда, ушло гораздо больше времени и сил, чем изначально задумывалось, - волнуясь, поведала публике Нина. - Но быть художником, мне кажется, означает постоянно пробовать себя в чем-то новом: в живописи, графике, костюмах, анимации, росписи... Коллекционировать впечатления и эмоции, а затем выражать их красками.

Ток, протекающий по душам

- Когда говорят про Музей чувашской вышивки, часто подразумевают старинные шедевры, в каком то-то смысле "бабушкину тусовку", хотя и высокохудожественную. Но мы всегда открыты для творчества молодых и очень любим графику. В этих стенах демонстрировали свои работы Юля Аникина, Оля Любимова, и эта выставка мне тоже очень нравится!

Главное для художницы, чтобы в рисунках сохранялась легкость и наивность. / Евгений Петров

По ней буквально красной нитью проходит переосмысление, современный взгляд на народное творчество, - эмоционально высказалась заведующая Музеем чувашской вышивки Надежда Сельверстрова. - Это такие тонкие работы, такие чувственные линии, прямые ассоциации с образом женственности, эротичностью длинных струящихся волос. Мы с помощью этой выставки показываем динамику в творчестве, преемственность поколений, поиск новых форм выражения и гармонии, пластичные изменения мировоззрения разных поколений.

Главной стихией в своем вдохновении художница называет воду. Всегда изменчивую, переливчатую, принимающую разные образы - прозрачной влаги, легких облаков, искристого льда, темного омута. Это отражение женского характера, непостоянства окружающего мира, небес и моды. Завораживающая игра, фрагменты которой можно оставить на память, перенести на полотно, заставить вновь двигаться в анимации, озвучить мелодией.

Эта энергия стекается со всех сторон, служит автору верной музой, наполняет сиянием и желанием двигаться. Накал перламутрового электрического тока пронизывает и отношения юноши и девушки в графике Нины Федоровой. Надо отметить легкость, с которой энергетика картин завоевывает симпатии зрителей.

- Главное, что у всех нас, собравшихся здесь сегодня, общие корни и базовые ценности. Традиция - это живое понятие, в этом пространстве и времени постоянно кипит жизнь. Наши предки, как и мы, живо принимали все новое, какие-то модные веяния. Появились анилиновые краски - все вышивки враз стали яркими, увидели клеточку - забрали себе клеточку, появились новые блесточки - давайте нам блесточки. Вся пена: лишнее, некрасивое, неуместное - со временем развеется. Останется и будет переходить из поколения в поколение та самая традиция, которая всегда современна, потому что выражает суть народа, - убеждена Нина Федорова.

Кстати

На открытии выставки посетители сияли улыбками, с удовольствием фотографировались на фоне графических полотен и с их автором, явно наслаждались "Аве Мария" в исполнении Михайловой, знакомились друг с другом и обсуждали благотворное влияние искусства на психику современного человека. Никто не спешил домой или по делам. Атмосфера приглашала бесконечно наслаждаться позитивным влиянием "Перламутрового тока".

Приятно, что этой атмосферой еще успеют проникнуться много чебоксарцев и гостей, поскольку выставка продлится до конца сентября.

Вятский музей им. Васнецовых добавил к картинам цифровую историю их реставрации
Чебоксары