17.07.2024 11:07
Красноярский край

Аферисты разработали новый способ обмана: они звонят от имени сотового оператора

Текст:  Надежда Столярчук (Красноярский край)
Российская газета - Неделя - Восточная Сибирь: №156 (9398)
Прогресс, особенно связанный с информационными технологиями, развивается все быстрее. Мошенники тоже держат нос по ветру, реагируя на малейшие изменения и оборачивая их в свою пользу. Вот и сейчас на первый план, по словам сотрудников правоохранительных органов, выходят преступления, связанные с неправомерным доступом к компьютерной информации - процент таких мошенничеств постоянно растет.
/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Хитрый ход

- Аферисты освоили новый трюк, который не использовался ими раньше, - рассказывает заместитель начальника отдела по раскрытию хищений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска при ГУ МВД России по Красноярскому краю Фанис Сиразутдинов. - С начала этого года к нам все чаще поступают заявления от пострадавших, которые рассказывают, что попались на уловку звонка от "оператора сотовой связи".

Схема, по которой действуют преступники, проста. Позвонивший представляется сотрудником сотовой связи и предупреждает, что срок действия сим-карты абонента завершен, и она будет заблокирована. Но все не так плохо! Выход есть: зайти на сайт Госуслуг и обновить пароли. После того как придет код, его надо продиктовать "оператору", после чего действие карты автоматически продлится.

Надо ли говорить, что все это ложь? Никакой связи между Госуслугами и сотовыми операторами нет. А коды нужны для того, чтобы мошенники могли проникнуть в ваш личный кабинет и взять на ваше имя кредит.

Стражи, да не те

- К слову, история зачастую получает продолжение, ведь преступникам надо вытянуть все ваши деньги, до копейки. Так что после звонка от "оператора" буквально через несколько часов с пострадавшим связывается уже "сотрудник правоохранительных органов" и грозно спрашивает, не заходили ли вы по просьбе незнакомцев недавно на портал Госуслуг. "Заходили? Это мошенники, они получили доступ к вашим данным! - патетически восклицает "страж правопорядка". - Теперь ваши деньги будут под их контролем! Да вы сами зайдите в кабинет, убедитесь!" Жертва послушно пытается получить доступ к сайту, но он заблокирован, ведь аферисты, конечно, уже поменяли пароли. И это лучше других объяснений убеждает человека, что на другом конце провода ему говорят чистую правду, - объясняет Фанис Сиразутдинов.

Держать себя в руках

А после этого начинается классический "развод" на тему: "Вы должны помочь полиции изобличить преступников! Идите немедленно в банк, снимите личные накопления, возьмите кредит на максимально возможную сумму и переведите все деньги на безопасный счет".

"Ваш номер блокируем?": мошенники придумали новый способ доступа к "Госуслугам"

По словам сотрудников уголовного розыска, суммы ущерба от таких мошеннических действий огромные. И не в последнюю очередь из-за действий самих пострадавших: человек поддается панике, теряет способность критически мыслить и давать отпор негодяям. Ведь давно понятно, что никаких "безопасных счетов" не существует - это выдумка злоумышленников. И "спецоперации" по поиску преступников с привлечением гражданских лиц в телефонном режиме тоже не проводятся. Никогда. А если вам грозят отключением телефона от связи, есть резон позвонить в свою сотовую компанию и узнать, правда ли это, а не давать преступникам в руки никакие коды и пароли, благодаря которым они могут натворить дел в вашем личном кабинете.

Как говорят правоохранители, даже если вы пришли в себя буквально через пару минут после разговора и стряхнули морок аферы - всё, поезд уже ушел. Злоумышленники действуют мгновенно. Ведь у преступников, когда они начинают с вами разговор, уже открыт нужный сайт. И как только вы продиктовали им код, они мгновенно получают к нему доступ, тут же меняя ваши пароли на свои.

Каждый день - новые жертвы

- Кто бы мог подумать, что такое может произойти со мной, человеком, который сам много лет проработал в банке? - удивляется 58-летняя жительница Красноярска Евгения. - Ведь буквально своими руками дала преступникам доступ к личному аккаунту на Госуслугах. Правда, спохватилась в ту же минуту, сразу стала звонить в банки, чтобы там заблокировали мои карты. И все равно мошенники успели снять с одной из них шесть тысяч рублей. Дешево отделалась, считаю!

- Такие заявления поступают каждый день, - говорит Фанис Сиразутдинов. - Да вот возьмем хотя бы сегодняшнюю сводку происшествий. Вот заявление. Пострадал житель Красноярска, причем по точно такой же схеме. Ему позвонил "сотрудник сотовой связи", сообщил, что нужно обновить личные данные, иначе номер телефона будет заблокирован. Вместо того чтобы узнать подробности в интернете на сайте своей сотовой компании или дойти до ее ближайшего офиса, пострадавший послушно дал доступ мошеннику к личному кабинету Госуслуг, после чего лишился 565 тысяч рублей. Поэтому мы не устаем напоминать: если вас что-то насторожило в разговоре, не стесняйтесь прервать разговор, а потом позвонить на любую "горячую линию" - банка, полиции. Так вы сбережете и деньги, и нервы.

Эксперты объяснили, почему двухфакторная аутентификация не панацея от мошенников

Как рассказали в прокуратуре Красноярского края, четыре миллиона рублей похитили аферисты у 62-летней медсестры из Красноярска. Ей позвонил преступник от лица сотрудника сотовой компании. Он сообщил, что срок действия телефонного номера истекает и его необходимо продлить. Для этого женщина по просьбе собеседника продиктовала СМС-код. После разговора пострадавшая получила уведомление от якобы Госуслуг, в котором сообщалось о некой заявке на "выгрузку данных" с личного кабинета. Следом за подозрительным сообщением женщине позвонила лже-сотрудница службы поддержки портала. Узнав, что жертва не делала никаких запросов, злоумышленница принялась за моральное давление. Она ругалась и говорила о неких "злодеях", которые уже бегут пользоваться украденными данными и оформлять кредиты.

Позже перепуганную красноярку связали с псевдо-сотрудником Центрального Банка, объяснив, что тот обычно не работает с физлицами, но из сострадания может помочь решить проблему. И - о чудо! - "сотрудник ЦБ" внимательно выслушал пострадавшую и убедил ее оформить в банке заем на максимальную сумму, чтобы "исчерпать кредитный потенциал". В итоге женщина за пару дней оформила еще четыре кредита на общую сумму в четыре миллиона рублей. Деньги отправились на "безопасный счет".

- Однако когда через некоторое время пострадавшая зашла в приложение онлайн-банка, то заметила, что задолженность никуда не делась. После этого она поняла, что стала жертвой обмана и обратилась в полицию. Возбуждено уголовное дело, - рассказали в надзорном органе.

То же самое произошло на днях в Туве. Там за один день под удар мошенников попало сразу три человека. Схема была такая: звонок, предложение продлить договор сотовой связи, для чего необходимо сообщить код, который сейчас придет на телефон жертвы. После этого у всех троих пострадавших оказались заблокированы Госуслуги: аферисты получили беспрепятственный доступ и к ним, и к персональным данным.

Важно знать

Как говорят правоохранители, более половины тех, кто нагло и цинично отбирает у людей их накопления, находятся за рубежом - на Украине, в Прибалтике или Польше - и для вывода средств им требуются банковские карты - чем больше, тем лучше. Поэтому полиция особо предостерегает представителей молодого поколения, ищущих способ быстро и легко заработать. По словам стражей правопорядка, сейчас появилось много объявлений, где человеку предлагают заплатить, если он откроет на свое имя карты в нескольких банках. Объяснение может быть разным - например, что на эти счета будут переводиться средства для больных детей или бездомных животных. Ни в коем случае не соглашайтесь! На самом деле преступникам такие счета нужны, чтобы выводить через них похищенные деньги. И когда мошенников арестуют, то вас тоже могут привлечь к ответственности как соучастника преступления. И никакие объяснения о том, что вы ни о чем не знали, скорее всего, не помогут.

Красноярский край