17.07.2024 15:31
Экономика

Регионы СЗФО решают проблемы экспорта через промышленную кооперацию

Текст:  Денис Гонтарь (СЗФО)
Российская газета - Северо-Запад: №154 (9396)
Почти два миллиарда рублей в виде льготных кредитов получит российский бизнес на промышленную кооперацию. Причем налаживать новые экспортные связи планируют не только со странами ЕАЭС, но и между российскими регионами как в виде прямых поставок готовой продукции, так и через офсетные контракты. Насколько этот механизм работает в СЗФО, рассказали эксперты.
Опыт совместной работы предприятий в регионе есть / Пресс-служба правительства Калининградской области
Читать на сайте RG.RU

Дополнительные меры поддержки предпринимателей вводят на фоне продолжающихся антироссийских санкций. Далеко не весь бизнес встал на новые экономические рельсы, особенно это касается машиностроения или, например, электроники. Промышленная кооперация с дружественными странами поможет заменить старых экспортных партнеров новыми и постепенно увеличить объемы производства.

По заверению замглавы Минэкономразвития России Дмитрия Вольвача, уже ратифицированы все необходимые документы для финансирования ставок по кредитам в рамках промышленной кооперации со странами ЕАЭС. Условия предлагают весьма выгодные: до 350 миллионов рублей на один проект, при этом займы субсидируются на уровне ключевой ставки Центробанка.

Промкооперация уже стала настоящим спасением для Калининградской области, ведь прошлые экспортные цепочки в регионе разорвались в одночасье из-за фактически закрытой сухопутной границы для грузового транзита. Особенно страдали фермеры, которым и раньше было сложно конкурировать с коллегами из "большой" России в силу большого влияния логистики на конечную цену товара.

Механизмы господдержки и льготного кредитования помогли аграриям остаться на плаву. По итогам прошлого года российский эксклав занял шестое место по экспорту сельхозпродукции среди всех субъектов страны. Всего калининградские аграрии поставили более трех миллионов тонн грузов, а объем экспортных поставок увеличился на 20 процентов по сравнению с 2022 годом.

Калининградский бизнес автомобильных грузоперевозок переживает трансформацию

- За последние два года была проделана колоссальная работа по переориентации поставок на новые рынки. Сегодня основными потребителями нашей продукции являются партнеры из азиатского и тихоокеанского регионов, Северной Африки и стран ЕАЭС - это Китай, Алжир, Египет, Турция, Белоруссия и другие. Традиционный калининградский товар - это соевое, рапсовое, льняное масло, всевозможные жмыхи, шрот и концентраты.Также на экспорт поставляется непотребленное внутренним рынком зерно, - отметил министр сельского хозяйства Калининградской области Артем Иванов.

А вот одним из перспективных региональных партнеров российского эксклава может стать Ульяновская область. Регион готов поставлять в Калининград комплектующие для автомобилестроения, а также "делиться компетенциями в сфере микроэлектроники и станкостроения". Последнее особенно актуально, поскольку с собственными технологиями в эксклаве проблемы, но при этом есть кадры, которые могут над ними работать.

Пожалуй, самым ярким примером кооперации на Северо-Западе является офсетный контракт, который заключила Карелия с Москвой на сумму в 61 миллиард рублей. По нему инвестор за три года построит в республике завод по производству щебня, а столичный регион гарантирует регулярный заказ продукции в течение десяти лет. Всего планируют закупить около 14 миллионов тонн щебня. Такой подход позволил бизнесу вложиться в проект практически без рисков, поскольку уже есть гарантированный сбыт. Для республики завод создаст новые рабочие места.

Что интересно, раньше такие контракты привязывались исключительно к одному региону: инвестор должен был строить завод там, где намеревался сбывать продукцию. Это серьезно ограничивало развитие производств. В 2022 году федеральные власти поддержали инициативу бизнеса и "отвязали" офсеты, разрешив заключать договоры сразу между несколькими субъектами страны.

В Псковской области, напротив, идут по пути внутренней кооперации. Открывшееся там предприятие, выпускающее полиэтиленовые пленки и гранулы подтянуло к себе более мелкий региональный бизнес. Сегодня в процессе задействованы больше сотни псковских компаний, включая строительство, логистику, продажу спецодежды и многое другое.

- Важность промышленной кооперации, включая кластерную, трудно переоценить. Предприятия должны интегрироваться для совместной работы, поскольку это помогает сократить расходы. Представьте, что вы везете сырье на переработку не в другой регион, а на предприятие в соседнем районе. Как минимум, сэкономите на логистике и увеличите добавленную стоимость, - отметил член координационного совета общественной организации "Деловая Россия" Михаил Сутягинский.

Впрочем, далеко не во всех областях экономики все так гладко с экспортом. Напряженность остается в микроэлектронике и программном обеспечении, где по-прежнему велика зависимость от импортных комплектующих. Да, в Калининградской области есть свои наработки в виде производств трансформаторных подстанций или, например, "умных" систем для ЖКХ, однако они пока являются точечными решениями. Эксперты убеждены, что промышленная кооперация в сфере высоких технологий и цифровизации должна популяризировать такие импортозамещающие проекты и продвигать их на массовый рынок.

Справка "РГ"

Особое внимание в рамках промышленной кооперации будут уделять станкостроительной отрасли. Все необходимые меры поддержки для бизнеса федеральное правительство объединит в шести новых национальных проектах: "Средства производства и автоматизации", "Новые материалы и химия", "Развитие космической деятельности", "Новые технологии сбережения здоровья", "Новые атомные и энергетические технологии" и "Транспортная мобильность". До 1 сентября 2024 года их представят на Совете при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам.

СЗФО Бизнес Калининградская область Псковская область Карелия