Напомним: впервые об этой идее пару лет назад заявил Дмитрий Рогозин, тогдашний глава Роскосмоса (в который входит усть-катавский завод). Он показал в телеграм-канале концепт будущей "двухэтажки" на колесах и пояснил: в сегменте гражданской продукции предприятия госкорпорации занимаются не замещением импорта, а созданием принципиально новой отечественной продукции. Для скоростной линии "легкого наземного метро" космодрома "Восточный" предназначалась беспилотная разработка южноуральцев, которая должна была развивать поистине космическую скорость - 100 километров в час и связывать город Циолковский со стартовым комплексом.
О том, что двухэтажный вагон причислят к общественному транспорту и в больших городах, тогда напрямую не говорилось, но теперь об этом объявили сами создатели, упомянув о соглашении с правительством Москвы: завод вместе с мэрией столицы сейчас работает над новинкой, которую планируют запустить в серию. Появление первого прототипа "сверхновой транспортной звезды" ожидается летом следующего года, тогда же должен состояться ее ходовой дебют в столице.
- Современный трамвай не просто единица подвижного состава. Это высокотехнологичный, умный вид транспорта, который предоставляет преимущества всем участникам транспортной системы, - усиливает интригу гендиректор завода-разработчика Роман Новиков.
О том, что ареал распространения "космического" вагона может не ограничиться территорией столицы, прозрачно намекали и в Роскосмосе во время первой презентации новинки. Двухэтажный трамвай привлекателен для мегаполисов: принимает на борт больше пассажиров, не растягиваясь при этом гусеницей, не требует увеличенного радиуса поворота, поэтому лучше адаптирован к плотной застройке.
Надо сказать, попытка поставить "двухпалубный" электротранспорт на службу городским перевозкам уже предпринималась: в 1913 году в Петербурге состоялись испытания двухэтажного трамвая. Депутаты городской Думы, недовольные перегруженностью вагонов, потребовали от трамвайной комиссии протестировать необычную модель, хотя специалисты восприняли идею скептически - как выяснилось, не без оснований: высокий вагон сошел с рельсов на повороте. В итоге от идеи отказались: уровень технологий тогда не позволил ей развиться.
Да и в современном мире двухэтажные вагоны зачастую экзотика, в отличие, к примеру, от лондонского "даблдекера". Двухэтажные трамваи есть лишь в нескольких, преимущественно туристических, локациях: в исторической части Гонконга, небольшом британском городке Блэкпул на берегу Ирландского моря, в египетской Александрии. Они скорее играют роль местной ретродостопримечательности, чем выполняют функцию реального транспортного средства.
А вот южноуральский проект "Антар" - это не о прошлом, а о будущем. Эксперты подчеркивают, что важно не остановливаться на полпути, а довести концепт до "железа", запуска в серию. Чтобы его не постигла судьба футуристического трамвая Уралвагонзавода, представленного на "Иннопроме-2014". Его когда-то назвали "айфоном на рельсах", подчеркивая технологическое совершенство. Однако модель так и не пошла в серию.
Международная промышленная выставка "Иннопром" в Екатеринбурге