18.07.2024 20:33
Культура

Олег Нестеров рассказал о Zerolines и программе под аккомпанемент звездного неба

Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №158 (9400)
Иногда рок-звезды перестают ограничиваться на концертах только музыкой, а превращают свои премьеры в неожиданные и непредсказуемые шоу - с затейливым видеорядом, спецэффектами, и участием в нем то звездного неба, то магии или аллегорий.
Эти композиции нельзя играть в клубах или концертных залах - для них нужны особые пространства. / предоставлены пресс-службой группы "Мегаполис"
Читать на сайте RG.RU

Олег Нестеров - лидер культовой группы "Мегаполис", как раз из такого редкого числа. Раз в несколько лет он собирает свой уникальный проект Zerolines, равного которому нет ни в отечественной, ни в зарубежной музыке. И дает, как правило, только один концерт с заранее выбранной для него необычными сценой, антуражем и обстановкой.

Так будет и сегодня, 19 июля, на открытой площадке у "Электротеатра Станиславский" в центре Москвы. Олег Нестеров постарался помочь музыкальному обозревателю "РГ" понять, для кого играют Zerolines: для меломанов, театралов, философов или для них всех?

Почему Zerolines выступают так редко, примерно раз в два года?

Олег Нестеров: Порой у нас и перерывы в пять лет бывают (улыбается). Потому что для нас Zerolines - это нечто сокровенное. Первые наши интуитивные сессии, когда мы садились в кружок и начинали играть то, что было у нас в голове, свободно импровизировали, случились еще в 90-е. И так мы вначале писали песни "Мегаполиса": погружались в поток, играли в своем кругу долгие джем-сейшены, записывали их. А потом из этого материала и идей стали складываться будущие хиты. Например, "Супертанго".

Мюзикл "Москва слезам не верит" собирает аншлаги в театре

Но помимо песен, в потоке, с начала нулевых нам стала приходить музыка, которая становиться песнями не собиралась. Это такой низкий горизонт событий, грувовая основа... В общем, совсем не куплеты с припевами. Хотя был и вокал, но все равно не песни. И мы стали откладывать эти записи в особую папку в компьютере, которую назвали Zero Line, то есть "нулевые линии". А если по смыслу, то это музыка, которую мы не собирались никак использовать.

Но потом как-то послушали и поняли, что некоторые ее треки органично и взаимодополняюще прозвучали бы, например, на фоне Вселенной. Отобрали шесть композиций для первого альбома в 2016 году, а после успеха, сделали Zerolines своим сольным проектом, вне группы "Мегаполис". Хотя участники обоих составов почти все те же. Так что этот способ взаимодействия с музыкой, когда ты садишься и играешь, что в голову взбредет, входя в состояние потока, подходит и для написания песен и инструментальных композиций, которым сложно подобрать жанр.

Мы музыку не сочиняем, а получаем - входим в состояние потока. Она звучит в наших головах

Но я бы назвал проект Zerolines "нулевым эпизодом" альбома "Супертанго" группы "Мегаполис". У нас есть и продолжение, вторая часть нашей дилогии - Zerolines, Часть II. Но из-за того, что диск вышел еще во время пандемии, о нем даже мало кто знает.

И все-таки, почему Zerolines играют так редко?

Олег Нестеров: Потому что эти композиции нельзя играть в клубах или рассчитанных на рок концертных залах - она другая и для нее нужны особые пространства. Ну и мультимедийная составляющая у нас особенная. В планетарии была трехслойная, генеративная полно-купольная проекция, да еще и несколько фронтальных. А в "Электротеатре Станиславский" сыграем в его дворе, над нами будет звездное небо, его дополнят проекции и много воздуха. А мы сыграем законченную дилогию Zerolines Part 1 & 2.

Сочинять такую музыку сложнее, чем хиты для "Мегаполиса" или любой другой группы?

Олег Нестеров: Нет, мы ее не сочиняем, а получаем - входим в состояние потока. Она звучит в наших головах и ее не отвлекают ни мысли о том, что надо быть в трендах или помнить о моде. Поэтому у нас и получается особенная - интуитивная музыка. Она фиксируется на магнитофоны, а потом мы уже ее монтируем, режем на части, можем дописать вокал. Как мы работали над завершающей частью проекта - Zerolines. Часть II? Музыка и слова к нам приходили во время погружения в поток и мысли.

VK Fest прошел так успешно, что попал в Книгу рекордов Гиннесса

В случае с песней "Бриллианты глаз" из первой части весь текст пришел ко мне от начала до конца, я потом в нем ни слова не поправил. И был только один трек, называющийся "Есть", в котором мы заменили потоковый текст на очень подошедшие для него стихи Гийома Аполлинера. Ну а когда мы разыгрывали вторую часть, передо мной в студии лежали листы со стихами разных поэтов - от Жака Превера до Александра Блока и Константина Кедрова.

И в какие-то особые моменты, когда мы ловили музыку внутри себя, я наугад брал какой-то листок и пел или читал оттуда какие-то стихи. И иногда они не заходили, но чаще оказывалось, что они будто специально были предназначены именно для этой музыки...

Рок