19.07.2024 15:53
Экономика

Эксперт Гусев объяснил, зачем разделять выплаты по демпферу по видам топлива

Текст:  Сергей Тихонов
У нас в стране производятся разные объемы топлива, меньше бензина и больше дизельного топлива (ДТ). Причем 90% бензина остается в стране и только около 10% экспортируется, а по ДТ соотношение приблизительно 50% на 50%. Поэтому желание правительства разделить выплаты по демпферу по видам топлива абсолютно правильное и будет способствовать лучшему регулированию внутреннего рынка. Такое мнение высказал в беседе с "РГ" заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев.
Читать на сайте RG.RU

Демпфер - компенсация части разницы между индикативной ценой топлива, установленной государством, и его экспортной ценой. Выплачивается за оптовые поставки топлива на внутренний рынок с отклонением от индикативной цены (в среднем за месяц) не более 10% для бензина и не более 20% - по ДТ. Сейчас при превышении хотя бы одного из этих значений демпфер обнуляется.

Почему растут розничные цены на бензин

Правительство планирует изменить это правило, разделив выплаты по демпферу по видам горючего - бензин и дизельное топливо (ДТ). Превышение максимально установленной цены для одного вида топлива не повлияет на выплаты для поставщиков другого вида.

По словам Дмитрия Гусева, учитывая разницу в объемах производства и долю экспорта, если что-то случилось с бензином и он сильно подорожал, не совсем корректно будет не выплачивать демпфер по ДТ и наоборот. Это может только усугубить ситуацию на рынке. У нас сейчас больше проблем с ростом цен на бензин (растут и на бирже, и в рознице). А риск прекращения выплат есть для поставщиков ДТ. Это несправедливо, считает Дмитрий Гусев.

По его мнению, стоило бы разделить демпферные выплаты и по маркам бензина - АИ-92 и АИ-95. Основные проблемы у нас с АИ-95 - их больше, чем вообще со всеми моторными топливами. И котировки на бирже этой марки растут быстрее всего.

Надо создавать комфортные налоговые условия, в первую очередь, для увеличения производства бензина, считает он.

Также эксперт высказался по поводу продления применения до 1 января 2033 года инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефть, даже при отсутствии введенных в эксплуатацию объектов, являющихся предметом инвестиционного соглашения, к 1 января 2027 года (действующие условия применения надбавки).

Автоэксперт назвал три негативных фактора при заливе бензина АИ-92 в мотор

Инвестиционная надбавка (коэффициент Кинв) увеличивает сумму уже существующего обратного акциза (начисляется при отправке нефти на переработку внутри России) для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые вложились в модернизацию производства.

По словам Дмитрия Гусева, нам нужны большие сроки для импортозамещения оборудования на НПЗ. Раньше оно покупалось в основном в Европе, а теперь нам нужно производить его самим либо покупать в Китае или, допустим, в Индии.

Причем идеальный вариант - наладить такие производства у нас в России, считает эксперт. Поэтому к этой инвестиционной надбавке неплохо было бы также прикрутить какой-то инструмент, стимулирующий компании вкладываться в конструирование, проектирование и создание производств по выпуску такого оборудования в России, отмечает Дмитрий Гусев.

Бензин