19.07.2024 07:00
В мире

Морин хуур занимает особое место в культурном наследии Внутренней Монголии

Чарующее звучание морин хуура - культурное наследие Внутренней Монголии
Текст:  Нань Чэнь Хуэй Юань
Российская газета - Спецвыпуск: Китайский взгляд №158 (9400)
На бескрайних, продуваемых всеми ветрами степях автономного района Внутренняя Монголия традиции и уклад жизни кочевников тесно переплетаются с природой, и это прекрасно передают завораживающие мелодии морин хуура. Этот традиционный двухструнный музыкальный инструмент, который в Китае часто называют "Матоуцинь" (буквально скрипкой с головой лошади), занимает особое место в культурном наследии.
Читать на сайте RG.RU
Мелодии степей

Морин хуур считается ключевым музыкальным инструментом в народной монгольской музыке. Под его аккомпанемент часто исполняют хоомей, горловое пение, характеризующееся гармоническими обертонами. Такое сочетание еще больше усиливает глубину и эмоциональную окраску этнической музыки. Помимо этого, морин хуур используется во многих церемониальных мероприятиях, таких как свадьбы, фольклорные праздники, народные обряды и ритуалы, связывая людей с их культурным наследием.

Несмотря на современный ритм жизни, морин хуур продолжает оставаться неотъемлемой частью повседневной жизни многих монгольских семей. Этот инструмент изучают в школах в рамках программы по сохранению культурного наследия и развития традиционного музыкального образования, обучая музыкальным техникам и передавая традиции от одного поколения к другому.

Морин хуур был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2008 году (первоначально заявлен в 2003 году). Согласно отчету Центра охраны нематериального культурного наследия Внутренней Монголии, история морин хуура восходит к династиям Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1279 гг.), а популярность он обрел во времена Чингисхана (1162-1227 гг.).

Мастера, создающие морин хуур в наше время, по-прежнему преданы своему делу и бережно сохраняют древнее ремесло.

Китайское традиционное искусство каркасного строительства попало в список ЮНЕСКО

Ульджи, 65-летний мастер, чье имя в переводе с монгольского означает "удачливый", - владелец мастерской в Хух-Хото, административный центр автономного района Внутренняя Монголия. Ульджи ежегодно получает около 3 тысяч заказов как от местных, так и от зарубежных клиентов, в основном от профессиональных музыкантов и любителей музыки. Он говорит, что завораживающее звучание инструмента перекликается с бескрайними пейзажами Внутренней Монголии. Мелодии морин хуура пробуждают дух кочевников и отражают природную красоту района.

Ульджи увлекся этим инструментом еще в детстве благодаря своему отцу и дедушке, которые были мастерами морин хуура.

"Они играли на таких инструментах, как морин хуур и сыху (китайский четырехструнный смычковый инструмент), и я с удовольствием слушал песни, которые исполняли дома", - говорит Ульджи, который родился и вырос в Ар Хоркин Баннер в Чифэне, Внутренняя Монголия.

В 1978 году он начал обучаться мастерству изготовления морин хуура, а семь лет спустя создал свой первый музыкальный инструмент. Вдохновленный страстью к этнической культуре, он оставался верен этому ремеслу на протяжении четырех десятилетий.

На изготовление одного инструмента уходит около двух-трех лет. Процесс начинается с выбора материалов. Корпус морин хуура традиционно вырезается из цельного куска выдержанной древесины, выбранной по ее звучности и прочности.

Ульджи подчеркивает необходимость сушки древесины на солнце в течение 5-10 лет. Недостаточная сушка создает риск усадки или деформации, что в конечном итоге ухудшает качество звучания инструмента.

Затем опытные руки мастера тщательно обрабатывают древесину, придавая ей желаемый размер и очертания. Вырезанная на грифе инструмента голова лошади наполняет его духом величественного животного, символизирующего ритм жизни. Созданная с точностью и вниманием к деталям, голова лошади служит не только декоративным элементом, но и подчеркивает глубокую привязанность кочевников к своим скакунам.

"Я люблю лошадей, - говорит Ульджи, - когда я был ребенком, мне нравилось скакать на своей лошади по лугам. Одна из моих любимых монгольских песен повествует о лошади, выигравшей скачку. В текстах песен отражаются красота и сила этих великолепных созданий. Поэтому, когда я вырезаю голову лошади на морин хууре, я хочу сделать ее яркой и элегантной, с изящной головой, миндалевидными глазами и длинными ушами".

Китай модернизирует традиционные отрасли за счет внедрения цифровых технологий

Когда корпус и голова лошади готовы, на инструмент натягивают струны. Традиционно их изготавливали из конского волоса, сейчас их часто делают из нейлоновой нити.

Наконец, каждая струна морин хуура тщательно настраивается для получения идеального звука - это деликатный процесс, требующий терпения и мастерства.

Для Ульджи каждый из изготовленных им инструментов подобен ребенку.

Несмотря на десятки сложных этапов этого процесса, он никогда не устает. "Когда я создаю инструмент в своей мастерской, я сосредоточен только на безупречном выполнении каждого шага", - говорит он.

Его преданность делу оказала большое влияние на его детей.

Тулгур, младший сын Ульджи, вспоминает свое детство, проведенное в наблюдении за тем, как его отец создает музыкальные инструменты в своей мастерской.

"Его руки несут на себе печать преданности своему делу. Он научил меня искусству изготовления морин хуура и игре на нем, что стало семейной традицией, глубоко укоренившейся во мне, - говорит 40-летний Тулгур, чье имя означает "столп семьи" на монгольском языке. - Несмотря на то что современные технологии привносят легкость в процесс изготовления, мой отец по-прежнему предан ручному труду. Он всегда подчеркивает, что только своими руками мы можем по-настоящему почувствовать инструмент и добиться желаемого звучания".

Китай