19.07.2024 18:21
Общество

Компетенцию школьных педагогов проверят дополнительно

Текст:  Ольга Гуго (Санкт-Петербург)
Российская газета - Санкт-Петербург: №155 (9397)
Осенью впервые проанализируют компетенции школьных учителей. Проверка станет частью новой методологии оценки состояния системы образования, в рамках которой будет использоваться индекс качества обучения в российских школах. Раньше профессионализм преподавателя измеряли только тем, насколько хорошо дети осваивают учебную программу.
Читать на сайте RG.RU

Индекс сложится из результатов анализа уровня подготовки учеников, компетенций учителей, а также качества образовательной инфраструктуры. По словам руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, в исследовании будет пул вопросов, которые смогут отразить уровень подготовки педагога в области психологии и методологии.

- Диагностическое исследование учителей в настоящий момент добровольное. Оно направлено, в первую очередь, на выявление предметных и методических дефицитов. Показатель не предусматривает наказание или поощрение конкретного педагога за результаты диагностики и является деперсонифицированным, - пояснили "РГ" в пресс-службе Рособрнадзора.

Некоторые эксперты полагают, что новый подход позволит более объективно оценить текущую обстановку в сфере образования.

- Результаты исследования могут стать шпаргалкой для руководств регионов и районов, которая адресно укажет, как правильно развивать инфраструктуру школ и формировать и кадровую политику, - говорит руководитель одной из школ Петербурга.

Открытие школьных стадионов в Петербурге для всех желающих вызвало споры

Но вместе с этим специалист замечает, что инструменты, с помощью которых можно было бы оценить состояние системы образования, уже существуют. В базе данных "Параграф" собрана вся информация о работающих в системе педагогах и материально-технической базе школ.

Другие эксперты хвалить новшество не спешат.

- В настоящее время у нас достаточно объективных инструментов оценки уровня квалификации и профессиональной компетентности учителя. Кадровые и профессиональные дефициты уже объективно известны и понятны. Именно над ними необходимо активно работать, - высказывает мнение председатель Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области общероссийского профсоюза образования Иван Кайнов.

Сегодня преподаватели проходят аттестацию, которая присваивает им первую или высшую квалификационную категорию. Кроме того, учителя обязаны повышать свои навыки каждые три года. Но в действительности, по словам экспертов, это происходит регулярнее.

Также недавно Министерство просвещения России опубликовало законопроект, вносящий поправки в порядок аттестации.

Согласно документу, педагоги всех квалификационных категорий должны будут проходить дополнительно аттестацию на соответствие должности. Это вызвало недоумение у представителей профессии. Ведь само наличие квалификационной категории уже подтверждает, что педагог соответствует занимаемому месту.

Тем временем некоторые школы по-прежнему ощущают нехватку преподавателей. По данным опроса "Народного фронта", 40 процентов образовательных учреждений находятся в поиске сотрудников.

Несмотря на это, интерес молодых людей к преподавательской профессии возрастает. По итогам прошлогодней приемной кампании в вузы Минпросвещения России зафиксировало рекордное количество заявлений абитуриентов на педспециальности - почти на сто тысяч больше, чем в 2022 году. Также в министерстве отмечали, что более 75 процентов выпускников-преподавателей идут работать в школы. Однако зафиксированную Минпросвещения положительную динамику замечают пока не все учебные заведения.

- Я второй раз с нуля набираю учителей в новую школу. Большая часть преподавателей этих дисциплин уходят в репетиторство. Обучать одного человека проще, чем класс в 36 детей, также это финансово выгоднее. Необходимо поднимать престиж работы преподавателя, защитить и оградить педагогов, и в целом школу от нападок родителей, - считает директор одной из школ в Приморском районе города.

Образование Санкт-Петербург