Бесплатная автомобильная дорога М-10 от Санкт-Петербурга до Москвы основана на маршруте почтового тракта первой половине XVIII века. Она проходит более чем через 60 населенных пунктов, в которых светофоры и пересечения в одном уровне затрудняют движение. Кроме того, трасса на значительном протяжении имеет всего две-три полосы (по одной в каждую сторону плюс полоса для обгона). С учетом пробок путь по ней может составить десять часов.
Идея построить новое шоссе между Москвой и (тогда) Ленинградом возникла еще в 1971 году в Генеральном плане развития столицы. Планы строительства дороги периодически обновлялись. В итоге она была включена в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", принятую правительством РФ 5 декабря 2001 года. Создание новой трассы поддержал Владимир Путин. В апреле 2004 года появилось поручение президента "Об организации работ по строительству скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург".
Будущая трасса новой дороги, которая получила индекс М-11, была определена в 2006-2008 годах. Ее строительство разделили на несколько участков. Первыми в 2014 году были сданы обход Вышнего Волочка в Тверской области и участок от МКАД до Солнечногорска. Вся трасса, кроме северного обхода Твери, была построена в 2019 году. Тогда же М-11 получила обозначение "Нева".
Отсутствие участка М-11 между 149 и 208 километрами заставляло автомобилистов переезжать на дорогу М-10. В 2022 году началось строительство Северного обхода Твери. Первая его часть была сдана 28 декабря 2023 года. 16 июля открытие второго участка полностью завершило трассу М-11 "Нева". Теперь автомобилисты могут без светофоров и перекрестков доехать не только от Санкт-Петербурга до Москвы, но и продолжить движение до Казани, а в перспективе - до Екатеринбурга (трассу М-12 до него обещают довести до конца 2024 года).
В итоге новая трасса имеет протяженность 669 километров. Она начинается от МКАД и продолжает Московский скоростной диаметр. В Санкт-Петербурге "Нева" заканчивается у кольцевой автодороги. М-11 идет рядом с бесплатной М-10 "Россия", пересекая ее на 49-м, 58-м, 208-м, 258-м, 334-м и 543-м километрах. Это позволяет автомобилистам переходить с одной трассы на другую. Стоимость строительства М-11 "Нева" составила почти 600 миллиардов рублей. 74 миллиарда рублей из них стоил Северный обход Твери.
Протяженность Северного обхода Твери - 62 километра. Транспортные потоки на четырехполосной трассе высшей технической категории разделены железобетонным ограждением. На всем протяжении устроено освещение. Разрешенная скорость - 130 км/час.
Строительство Северного обхода велось круглосуточно. О масштабе стройки говорит тот факт, что порой одновременно на дороге трудились более 1300 человек и порядка тысячи единиц техники. И построено было немало.
На Северном обходе созданы четыре транспортные развязки, 28 путепроводов и мостов, в том числе мост через Волгу. Именно на нем президент России открыл движение по трассе.
Мост полностью сделан из отечественных материалов. Только металлоконструкций было использовано более 6,2 тысяч тонн. А еще антикоррозийные лакокрасочные материалы, барьерные ограждения, гидроизоляция, мачты освещения, светодиодные светильники и свыше 145 тысяч высокопрочных болтов - все российское. Сооружение держится на десяти опорах, его длина составляет 738 метров, а ширина - свыше 24 метров. Высота пролета над водой достигает 17 метров, позволяя пропускать под мостом даже крупные круизные лайнеры.
Как и вся трасса М-11 "Нева", Северный обход Твери оснащен автоматизированной системой управления дорожным движением. Она помогает контролировать обстановку на дороге и информировать водителей, эксплуатационные службы и аварийных комиссаров об условиях движения и событиях на трассе. Подумали строители о предотвращении происшествий с дикими животными - вдоль дороги установлено сетчатое ограждение. В тех населенных пунктах, которые прилегают к дороге, установлено более 100 тысяч погонных метров шумозащитных экранов.
По словам губернатора Тверской области Игоря Рудени, новая трасса - это логистический коридор, который не только объединяет две столицы, но еще и сформировал новые направления высокоскоростного уверенного автомобильного движения для таких городов как Ярославль, Вологда, Архангельск.
- Если говорить о туризме, это новые возможности для Центральной России. Это новые предприятия, инвестиционные проекты, рабочие места, газификация, жилищное строительство. Вместе с этой трассой для наших жителей открываем возможности нового качества жизни. Уверен, молодежь уверенно ответит нам и демографией, и новыми трудовыми подвигами, - заявил Игорь Руденя.
Эксперты отмечают, что Северный обход существенно разгрузит транспортный поток в самом городе. Транзитный транспорт пойдет по новой дороге, улучшая экологическую обстановку в Твери. Кроме того, это даст возможность развития территорий на правом берегу Волги.
Надо сказать, что еще во время строительства Северного обхода регион сумел привлечь порядка сорока инвестиционных проектов. Это свыше 145 миллиардов рублей инвестиций и 20 тысяч новых рабочих мест. Построенная дорога будет использована для создания трех региональных инновационно-промышленных парков. Она даст дополнительные возможности для развития туризма, сельского хозяйства и строительства на территориях Бежецкого, Калининского, Кимрского, Рамешковского и других округов.