В работе над проектом ученым помогают специалисты самарского двигателестроительного завода "ОДК-Кузнецов", индустриального партнера вуза.
"Двигатель, который может использоваться на сверхлегких ракетах-носителях, будет работать на более экологичном, чем обычно, топливе - на топливной смеси из керосина и закиси азота", - отметил Иван Зубрилин, директор Инжинирингового центра Самарского университета им. Королева.
Эта топливная пара в наибольшей степени отвечает требованиям экологической чистоты, безопасности использования, транспортировки и хранения, а также у нее высокие энергетические характеристики. С учетом использования выбранного топлива ученые уже спроектировали сопло будущего двигателя с оригинальной схемой охлаждения. Сопло вместе с рубашкой охлаждения изготовят как единую деталь методом селективного лазерного спекания на 3D-принтере.
"Мы уже начали изготовление опытного образца двигателя и готовим экспериментальную базу для испытаний. Первые испытания планируем провести этой осенью", - сообщил Иван Зубрилин.
Как рассказал один их разработчиков проекта, студент Института двигателей и энергетических установок Илья Матвеев, некоторые отечественные жидкостные ракетные двигатели малой тяги, которые применяют, например, на разгонных блоках средств выведения, к сожалению, используют очень токсичные компоненты топлива. Например, топливную пару АТ + НДМГ, то есть азотный тетраоксид и гептил.
"Несомненные преимущества этих топливных компонентов - это высокие энергетические характеристики, возможность долгого хранения и самовоспламенение при контакте, что исключает необходимость использования системы зажигания. Однако в случае аварии при запуске эти вещества наносят значительный урон окружающей среде и здоровью людей. Кроме того, штатные топливные компоненты дороги в эксплуатации - для их хранения и закачивания нужны специальные материалы для резервуаров и трубопроводов, а, например, азотный тетраоксид, используемый в качестве окислителя, требует поддержания постоянной температуры в узком диапазоне в условиях космического пространства", - отметил Илья Матвеев.