23.07.2024 09:15
Общество

В Самаре разработали модель экодвигателя для сверхлегких ракет-носителей

Текст:  Ольга Дмитренко (Самара)
Ученые и студенты Самарского университета им. Королева разработали модель экологичного двигателя для сверхлегких ракет-носителей. Разработка поможет уменьшить себестоимость запусков и сделать их более экологически безопасными, сообщили в пресс-центре вуза.
Читать на сайте RG.RU

В работе над проектом ученым помогают специалисты самарского двигателестроительного завода "ОДК-Кузнецов", индустриального партнера вуза.

"Двигатель, который может использоваться на сверхлегких ракетах-носителях, будет работать на более экологичном, чем обычно, топливе - на топливной смеси из керосина и закиси азота", - отметил Иван Зубрилин, директор Инжинирингового центра Самарского университета им. Королева.

Эта топливная пара в наибольшей степени отвечает требованиям экологической чистоты, безопасности использования, транспортировки и хранения, а также у нее высокие энергетические характеристики. С учетом использования выбранного топлива ученые уже спроектировали сопло будущего двигателя с оригинальной схемой охлаждения. Сопло вместе с рубашкой охлаждения изготовят как единую деталь методом селективного лазерного спекания на 3D-принтере.

"Мы уже начали изготовление опытного образца двигателя и готовим экспериментальную базу для испытаний. Первые испытания планируем провести этой осенью", - сообщил Иван Зубрилин.

Завершились испытания доводочных двигателей для ракеты класса "Ангара-А5М"

Как рассказал один их разработчиков проекта, студент Института двигателей и энергетических установок Илья Матвеев, некоторые отечественные жидкостные ракетные двигатели малой тяги, которые применяют, например, на разгонных блоках средств выведения, к сожалению, используют очень токсичные компоненты топлива. Например, топливную пару АТ + НДМГ, то есть азотный тетраоксид и гептил.

"Несомненные преимущества этих топливных компонентов - это высокие энергетические характеристики, возможность долгого хранения и самовоспламенение при контакте, что исключает необходимость использования системы зажигания. Однако в случае аварии при запуске эти вещества наносят значительный урон окружающей среде и здоровью людей. Кроме того, штатные топливные компоненты дороги в эксплуатации - для их хранения и закачивания нужны специальные материалы для резервуаров и трубопроводов, а, например, азотный тетраоксид, используемый в качестве окислителя, требует поддержания постоянной температуры в узком диапазоне в условиях космического пространства", - отметил Илья Матвеев.

Космос Наука Самарская область