Направляясь на форум, они любовались красивыми мечетями, тянувшими свои минареты к небу, и слышали в динамиках голос муллы, зовущего на молитву. А глядя на арабских шейхов в их традиционной национальной одежде, спешащих на форум под палящим солнцем, воображали, будто находятся на Ближнем Востоке. Мероприятие стало по-настоящему международным.
- На форум приехали свыше четырех тысяч участников из более 50 стран, - отметил вице-премьер РФ Александр Новак на пленарном заседании в первый день КИФ-2024. - Такой представительный состав позволяет обсудить вопросы укрепления межрегиональной интеграции, выстраивания новых торгово-логистических цепочек, а также привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в регионы России.
Александр Новак отметил, что сегодня правительство, бизнес и социальные институты страны объединились, чтобы совместно вывести экономику округа на принципиально новый уровень, чтобы людям было комфортно здесь жить, работать и отдыхать. Это было лейтмотивом форума - и на публичных сессиях, и в кулуарах говорили о том, что Северный Кавказ обладает огромным потенциалом, который еще только предстоит раскрыть, но в то же время уровень доходов жителей региона - один из самых низких в стране.
- В целом динамика развития СКФО выше средней по России, - сообщил заместитель главы минэкономразвития РФ Сергей Назаров на сессии "Инвестиции в развитие регионов". - Но если брать основные показатели - доходы людей, инвестиции и ВРП на душу населения, - они ниже среднероссийских. Чтобы в среднесрочной перспективе достичь их в СКФО, темпы нужно сильно увеличить, я бы сказал удвоить. На Северном Кавказе добиться средних по стране показателей или превзойти их мы планируем к 2030 году. Ставим перед собой такую задачу.
Как отметил на КИФ-2024 заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач, в прошлом году регионы Северного Кавказа привлекли инвестиции на сумму более 163 миллиардов рублей:
- Рост очень серьезный. Причем доля частных инвестиций превысила 51 процент, это значит, что инвесторы готовы вкладывать средства во все отрасли.
Если же говорить о наиболее значимых инвестдоговорах, заключенных на форуме, то можно отметить несколько из них. Генеральный директор госкорпорации "ДОМ.РФ" Виталий Мутко и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров подписали соглашение о строительстве первого в регионе арендного дома. Мутко особо отметил, что по согласованию с властями Грозного 50 процентов жилых площадей в этом доме будет арендовать мэрия с тем, чтобы передавать востребованным в республике специалистам. Кроме того, компания "ДОМ.РФ" поможет со строительством объектов теплоснабжения в микрорайоне "Северный" в Черкесске. Реализация этого проекта позволит ввести в эксплуатацию более 250 тысяч жилых квадратных метров.
Также Рамзан Кадыров и председатель правления "РусГидро" Виктор Хмарин подписали соглашение о строительстве ГЭС в регионе. В 2023 году холдинг уже начал возводить гидроэлектростанцию на реке Аргун. Она станет крупнейшим объектом гидроэнергетики в регионе. Как сообщили в пресс-службе правительства Чеченской Республики, проектная мощность станции составит 10 мегаватт, в год она будет вырабатывать 45 миллионов киловатт-часов экологически чистой электроэнергии.
Кроме этого, на форуме подписано соглашение о строительстве первой ледовой арены в Чечне. Ее планируют возвести ко второму кварталу 2026 года, в здании будет два хоккейных катка для тренировок и игр, а также 500 зрительских мест. А ГСК "Курорты Сочи" возведут в новом районе Грозного многофункциональный комплекс Megapolis. Инвестиции в проект, который включает строительство современной гостиницы и социальные объекты, превысят семь миллиардов рублей.
В свою очередь, министр по туризму и народным художественным промыслам Дагестана Эмин Мерданов, генеральный директор "Кавказ.РФ" Андрей Юмшанов и представитель компании-резидента "Каспийские курорты 1" Антон Ежков подписали соглашение о строительстве к 2028 году отеля категории "пять звезд" на 220 мест на Каспийском побережье в границах особой экономической зоны. Инвестиции в этот объект составят почти пять миллиардов рублей.
- При поддержке правительства РФ мы постепенно снимаем инфраструктурные ограничения, которые могли бы препятствовать притоку частных инвестиций. В проекте на Каспии "Кавказ.РФ" выступает государственным гарантом создания необходимой инженерной, коммунальной и дорожной инфраструктур курорта, поэтому количество резидентов поступательно увеличивается, - отметил Андрей Юмшанов.
Каспийский прибрежный кластер стал частью президентского проекта "Пять морей и озеро Байкал" и получил отдельное финансирование по новому нацпроекту "Туризм и индустрия гостеприимства".
Особенно значимым событием стало подписание концессионного соглашения о проектировании, строительстве и эксплуатации нового аэропортового комплекса Архыз. Александр Новак этот проект назвал важнейшим не только для Карачаево-Черкесии, но и для всей России. Подписи поставили глава КЧР Рашид Темрезов и генеральный директор УК "Аэропорты Регионов" Евгений Чудновский.
Работы начнут уже в этом году. Аэропорт станет первым в регионе. Так удастся существенно сократить время в пути до популярных туристических кластеров в Архызе, Теберде и Домбае. По условиям соглашения за счет инвестиций УК будут построены терминал, взлетно-посадочная полоса с рулежными дорожками и перроном, а также прочие объекты аэродромной инфраструктуры, будет установлено светосигнальное оборудование.
На сегодняшний день стоимость строительства комплекса составляет около 28 миллиардов рублей. Региональное правительство дополнительно профинансирует проектирование и строительство внешних коммуникаций для аэропорта и подъездной дороги, а за счет средств федерального бюджета будут созданы объекты аэронавигации. Планируется, что создание нового аэропортового комплекса будет завершено к концу 2028 года.
Кроме этого, во время проведения форума в минэке РФ представили планы развития автопрома на Северном Кавказе. Информацией поделился Сергей Назаров, который сообщил корреспонденту "РГ", что власти постараются наладить здесь производство автомобильных компонентов:
- Пока не готов сказать, что автопром СКФО станет драйвером развития региона. Простое сборочное производство - точно не актуально. А вот локализацию производства отдельных компонентов на готовых площадках, думаю, мы сможем начать. Это востребовано и имеет хорошую перспективу.