23.07.2024 13:15
Дагестан

В Дагестане в кафе включают в счет дополнительные суммы за обслуживание

Текст:  Тимур Алиев (Дагестан)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №160 (9402)
В Махачкале сотрудники Роспотребнадзора начали проверки заведений общепита, на которые пожаловались клиенты. Суть претензий: в чеках присутствовал так называемый процент за обслуживание. Некоторые владельцы кафе согласились его убрать, с остальными вопрос решается в судебном порядке.
Читать на сайте RG.RU

В кафе и ресторанах Махачкалы очень часто, получив счет, можно обнаружить в конце графу "за обслуживание". Обычно в ней указана сумма, которая составляет от 10 до 15 процентов от общей суммы счета. "Все блюда оплачены, за что мы еще должны деньги отдавать?" - возмутились посетители и направили жалобу в Роспотребнадзор.

В ведомстве пояснили, что, согласно утвержденным постановлением правительства РФ "Правилам оказания услуг общественного питания", владельцы таких предприятий не вправе без согласия потребителя взимать плату за дополнительные услуги, а также включать в заказ иные расходы, не вошедшие в стоимость блюд, указанных в меню.

Владельцы предприятий общепита не вправе без согласия потребителя взимать плату за дополнительные услуги

Были проверены 35 кафе, в итоге 12 заведений общепита получили предостережения. Некоторые предприниматели согласились с предъявленными требованиями и в досудебном порядке добровольно убрали из чека процент за обслуживание. Кроме того, по жалобам потребителей Роспотребнадзор подготовил исковое заявление в суд в защиту неопределенного круга лиц, чьи интересы были нарушены. Руководитель Ассоциации рестораторов Дагестана Сефижат Магомедрасулова рассказала корреспонденту "РГ", что ситуация неоднократно обсуждалась с владельцами заведений.

- Да, это незаконно, за навязывание дополнительных услуг владельцу предприятия может грозить штраф. Но со слов рестораторов, так им легче работать. Включение в счет процента за обслуживание - маркетинговый ход, чтобы показать: в меню цена блюда ниже, чем у конкурентов. Отмечу, что дополнительные услуги - это все, что не связано с питанием. Кафе и рестораны могут за дополнительную плату проводить концерты, предлагать караоке, услуги детских аниматоров или поздравления именинников. Это законно. Обслуживание же клиентов - часть основной услуги заведения общественного питания. К дополнительным она не относится. Но есть исключение. Если клиенту предложили обслуживание как отдельную услугу, назвали ее стоимость и он согласился с этим, брать плату можно, - говорит руководитель Ассоциации рестораторов.

Аналитики сравнили ассортимент и цены в сельских и городских магазинах

Владельцы предприятий общепита и официанты поделились с корреспондентом "РГ" своим мнением относительно необходимости включать дополнительную графу в счет. По словам директора одного из махачкалинских кафе Руслана, в регионе огромная конкуренция в данной сфере. Она сильно выросла из-за притока туристов. Рестораторы пытаются заманить к себе клиентов не только высоким качеством блюд и обслуживания, но и более низкими ценами.

- 10-15 процентов - это дополнительный заработок кафе. Из этой суммы в среднем пять процентов отдается официантам, остальное идет в доход учредителя. Если перенести эту сумму в стоимость блюда, для нас ничего не изменится, а потребитель это не понравится, - говорит предприниматель.

Хозяйка ресторана Мадина недоумевает, почему эти проценты вызвали такую дискуссию.

- Ведь для клиента нет разницы, включит ли заведение их в стоимость блюд или внесет дополнительно в чек, итоговая сумма будет одинаковой. С отдельным счетом за обслуживание нам гораздо удобнее и проще работать. Но гость на подсознательном уровне считает, что таким образом его обманули, и недоволен, - сказала ресторатор.

Предприниматели готовы отказаться от подобных уловок, чтобы не быть обвиненными в обмане потребителей, но пока не знают как.

- Клиенты хотят хорошего обслуживания от официантов и готовы за это доплачивать. Но как юридически правильно включать эту надбавку в счет, мы не знаем, - говорит администратор кафе Раиса.

Секретами "процентной кухни" с корреспондентом "РГ" поделилась официантка Марина. В заведении, где она работает, в чек включают 12 процентов за обслуживание. По ее словам, привыкшие к этому местные жители практически не выказывают недовольства, больше возмущаются туристы.

- Зарплату мы не получаем, наш заработок - это два процента из этих 12 плюс чаевые. На оставшиеся 10 процентов хозяйка покупает посуду, соль, перец, зубочистки, салфетки, разную мелочь и инвентарь, - сообщила Марина. - Недавно говорила с подругой, работающей в другом кафе, где нет дополнительного процента за обслуживание. Они эти расходы внесли в стоимость блюд, причем больше стандартных 10-15 процентов. К примеру, у нас шашлык из куриных крылышек стоит 400 рублей, а у них - 480. Чувствую, если уберут проценты, цена блюд значительно вырастет. Тогда клиентов может стать намного меньше, - заключила Марина.

Дагестан