23.07.2024 12:07
Экономика

Эксперты посчитали прибыль от скоростных магистралей

Текст:  Алексей Стригин (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №160 (9402)
Как известно, строящаяся линия Москва - Санкт-Петербург является первым этапом развития сети высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). На следующих этапах будут созданы линии из Москвы в Екатеринбург, Адлер, Минск и Рязань. На днях было опубликовано исследования аудиторско-консалтинговой фирмы Kept, посвященное опыту строительства ВСМ в мире. По мнению экспертов компании, развитие ВСМ в России станет фактором ускорения развития регионов, увеличения занятости в них, роста туристического потока.
Читать на сайте RG.RU

В целом ВСМ также обеспечит рост связанности регионов с населением около 100 миллионов человек. Лидером по внедрению подобных магистралей в мире является Китай, с 2008 по 2022 год здесь было построено 40 тысяч километров ВСМ. Кроме Китая, также в число лидеров по развитию ВСМ входят Испания (3,9 тысячи километров на 2022 г.), Япония (3 тысячи километров), Франция (2,7), Германия (1,6) и Италия (1,0). После реализации намеченных проектов в России будет 4,7 тысячи километров ВСМ.

Эксперты отмечают, что "несмотря на высокие затраты на создание ВСМ (около 20 миллионов долларов США за один километр пути в Китае, 20-30 миллионов долларов США за один километр пути в странах ЕС, а в отдельных проектах - 50-100 миллионов долларов США за один километр пути), страны продолжают реализацию этих проектов. У ВСМ Москва - Санкт-Петербург есть общие параметры с подобными проектами в Европе и Китае - соотношение "затраты - выгоды" для линии Москва - Санкт- Петербург может находиться в диапазоне 2-4,5 рубля на один рубль инвестиций.

Совокупный эффект за период строительства и первые 20 лет эксплуатации от реализации, согласно оценкам Центра экономики инфраструктуры, составит семь триллионов рублей (в ценах 2022 года). Кроме того, строительство ВСМ приведет также к росту перевозки грузов за счет высвобождения существующей железнодорожной линии в размере 30 миллионов тонн к 2030 году. По мнению экспертов Kant, проект позволит реализовать потенциал небольших городов, расположенных на линии Москва - Петербург. Например, до Великого Новгорода туристы вынуждены ехать с пересадкой на ближайших станциях (Угловка или Чудово), а время в пути составляет от пяти до девяти часов. После запуска проекта время в пути составит из Москвы - 1 час 41 минуту, из Санкт-Петербурга - 29 минут.

Уже сейчас аналитики, исходя из средней стоимости проезда за один километр маршрута, определили возможный ориентир стоимости билетов для линии ВСМ. В настоящее время стоимость проезда за один километр пути в поездах "Сапсан" сравнима со средней стоимостью проезда по рассмотренным маршрутам в Китае и составляет семь рублей за километр. Этот уровень можно рассматривать как нижнюю границу стоимости билетов на будущую линию. Однако поскольку инфраструктура ВСМ Москва - Санкт-Петербург будет новой и стоимость ее создания ближе к стоимости строительства ВСМ в Испании и Франции (около 30 миллионов евро за километр), а цены на билеты в Китае ниже, чем в Европе, можно сделать допущение, что стоимость проезда по новой линии будет выше, полагают аналитики. Вероятный диапазон стоимости билетов по маршруту ВСМ Москва - Санкт-Петербург - от текущих пяти до восьми тысяч рублей, что в ценах 2028 года потенциально составит от 5,8 до 9,3 тысячи рублей для глубины бронирования "30 дней".

Фермерские хозяйства продолжают откладывать автоматизацию производства

Пока верстался номер стало известно, что строительство ВСМ может начаться уже в этом году. В настоящий момент определяется форма управления проектом, а также заканчивается формирование проектного офиса. Разработчики проекта уточняют трассировку и расположение пересадочных узлов. Проектирование завершено на 60 процентов. Российские железные дороги вложат 12 миллиардов рублей в подготовку к строительству объекта. На выставке "Иннопром" в Екатеринбурге презентовали полноразмерный макет головного вагона высокоскоростного поезда, который будет курсировать по ВСМ. Его разработкой занимались "Уральские Локомотивы", компания планирует ежегодно выпускать до триста вагонов для магистрали. Первый состав будет готов через три года, в 2027 году поезд отправят на испытания. Высокоскоростные составы будут из восьми или шестнадцати вагонов с четырьмя классами обслуживания и вагоном-бистро с баром.

На один рубль инвестиций в проект ожидают 2-4,5 рубля прибыли

Планируется, что восьмивагонный состав будет вмещать до 460 пассажиров. Максимальная скорость поезда составит 400 километров в час, в эксплуатации - 360 километров в час. Сегодня потребности в подвижном составе, необходимом для эксплуатации на высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом оцениваются в 44 высокоскоростных электропоезда. А необходимый парк подвижного состава для перспективных ВСМ в Екатеринбург, Адлер и Минск, которые вскоре появятся в стране, может составить более чем 250 поездов.

Напомним, что правительство страны уже провело первое совещание после подписания концессионного соглашения 5 июля 2024 года. Позднее определено количество остановок составов в Москве. Планируется, что по территории столицы у скоростных поездов будет несколько остановок: первая, это понятно, Ленинградский вокзал, вторая - Рижская, третья - Петровско-Разумовская, четвертая - Зеленоград.

СЗФО Железные дороги Мурманская область Архангельская область Вологодская область Калининградская область Карелия Ленинградская область Ненецкий АО Новгородская область Псковская область Республика Коми Санкт-Петербург