23.07.2024 12:25
Калининградская область

Калининградские янтарщики увеличат объемы внутренней переработки сырца

Текст:  Денис Гонтарь (Калининградская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №160 (9402)
Около 70 процентов всего янтаря, который добывают в самом западном регионе страны, поставляют за рубеж. Такие цифры озвучили на прошедшем VII Международном экономическом форуме янтарной отрасли. Объемы вывоза сырья превысили плановые показатели, а вот его переработка внутри российского эксклава, напротив, до установленных значений не дотянула. Корреспондент "РГ" выяснил, как с учетом этих проблем будут корректировать стратегию развития янтарной отрасли на ближайшие годы.
Производители украшений из янтаря делают ставку на современный дизайн / Пресс-служба Калининградского янтарного комбината
Читать на сайте RG.RU

Инвестиции в добычу "солнечного" камня уже превысили 2,5 миллиарда рублей. Это рекордные показатели для отрасли. При этом объемы добычи продолжают расти.

- За последние десять лет нам удалось увеличить их в два раза - с 13 до 25 тонн янтаря, что позволяет расширять рынки сбыта не только внутри страны, но и за границей. Если говорить о структуре прибыли, то пока доход от реализации готовой продукции составляет 20 процентов. Этот показатель мы планируем увеличить в ближайшие три года, - акцентировал внимание исполнительный директор Госкорпорации Ростех Олег Евтушенко.

Грубо говоря, в Калининградской области хотят сместить вектор с продажи сырца в сторону переработки и изготовления продукции из янтаря. Смена ориентиров позволит развиваться местному бизнесу, которому в одиночку сложно пробиться на внешние рынки. В том же Китае, например, хватает собственных обработчиков янтаря. Поэтому Поднебесную интересует, в первую очередь, калининградское сырье, а не серьги, бусы или фигурки из "солнечного" камня. На существующий дисбаланс неоднократно указывали предприниматели, входящие в региональный кластер янтарной промышленности.

- Если говорить о стратегии развития янтарной отрасли, то у нас перевыполняется план по добыче и экспорту, но при этом отстает переработка. Во многом это обусловлено последствиями санкционного удара, который все янтарщики ощутили в 2022 году. Это и валютные колебании, и сложности с транзакциями, и взаимодействие с зарубежными партнерами, - отметил руководитель янтарного промышленного кластера Антон Федосов. - Важно, чтобы у национальных переработчиков, а не у иностранных компаний был приоритетный доступ к необходимым фракциям и объемам янтаря. Это поможет российским предприятиям наращивать объемы закупок сырца и, как следствие, его переработки. Полагаю, что новая стратегия, которую сейчас разрабатывают, учтет этот момент.

В регионах СЗФО скорректируют программы поддержки для малого аграрного бизнеса

Для простого потребителя новый подход будет означать более богатый выбор янтарной продукции и ценовую конкуренцию. Сегодня многие предприниматели, работающие с "солнечным" камнем, продолжают изготавливать паучков, котиков или янтарные картины по лекалам советских времен. Куда более выигрышно смотрятся частные мастерские, следящие за дизайном и модными трендами. Да, ценник в них значительно выше, но современные покупатели все чаще обращают внимание на эксклюзивность товара.

Такую задачу поставил себе и Калининградский янтарный комбинат. Генеральный директор предприятия Михаил Зацепин подчеркнул, что сегодня важно говорить не только о росте объемов переработки, но и об улучшении качества продукции. Одной из главных задач на ближайшее время станет "повышение уровня художественного мастерства при создании изделий из янтаря". Они должны быть модными и современными. Так, на производстве уже запустили линейку актуальных аксессуаров и одежды. Новый подход поможет, по мнению руководства комбината, продвинуть "солнечный" камень как внутрь страны, так и за ее пределы.

Поддерживать внутреннего производителя поможет система прямых оптовых договоров, которую разработали в правительстве Калининградской области. Она дополнительно ограничивает возможность перепродажи янтаря и гарантирует стопроцентную переработку купленного сырья внутри региона.

70 процентов янтаря сегодня продается в страны Азии

Впрочем, акцент на местного производителя вовсе не означает, что экспортное направление забросят. Спрос на янтарь продолжает расти в Китае и Арабских Эмиратах. Так, например, предприниматель из ОАЭ Кандаи Танал Али рассказал на Международном экономическом форуме янтарной отрасли, что в зоне Персидского залива стало заметно больше мастеров, работающих с этим камнем. "На рынке сегодня большая конкуренция, поскольку предприниматели с Ближнего и Среднего Востока, из стран Прибалтики и, конечно, из Калининграда и Москвы стараются производить продукцию высочайшего качества", - заключил бизнесмен.

Региональные власти экспортное направление поддерживают, но все же акцентируют внимание на внутреннем рынке. "Сейчас лишь 30 процентов калининградского янтаря перерабатывается в эксклаве. Остальные 70 процентов экспортируются в Азиатский регион и на Ближний Восток. Мы должны уйти в более глубокую переработку", - сообщил зампред правительства Калининградской области Дмитрий Кусков и добавил, что эту директиву обязательно отразят в обновленной стратегии развития отрасли.

Тем временем

Новую стратегию развития янтарной отрасли до 2030 года, по данным областного правительства, разработают и подпишут до конца 2024-го. Документ будет развивать и совершенствовать уже хорошо работающие направления. Речь идет о внутренней переработке, экспорте и сохранении текущего уровня добычи янтаря. Последний, к слову, достиг рекордных 600 тонн в год. Кроме того, до конца текущего года по калининградской франшизе откроют три магазина с изделиями из "солнечного" камня в Китае, один - в Гонконге, еще два - в России.

Калининградская область