24.07.2024 19:46
Культура

Красноярский театр оперы и балета привез в Москву три больших спектакля

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №163 (9405)
В гостеприимных стенах "Геликона" гости из Сибири представили сразу три спектакля во всех возможных для музыкального театра жанрах: балет "Катарсис Данте", оперу "Ермак" и оперетту "Синяя Борода". Это не самые новые работы коллектива, зато абсолютно эксклюзивные - данные постановки есть только в репертуаре красноярцев.
Синяя Борода (Денис Гречишкин) и Булотта (Виктория Кангина) смотрятся очень элегантно. / пресс-служба театра
Читать на сайте RG.RU

Камертоном визита стала "Синяя Борода" - изящная французская комическая опера (она же оперетта) Жака Оффенбаха. Но как часто случается с легким жанром, ее сюжет в постановке режиссера Сергея Новикова оказался далек от оригинальной истории, что рассказывали соавторы композитора Анри Мельяк и Людовик Галеви в оригинальном либретто, в основе которого использовалась французская народная легенда о коварном муже, записанная Шарлем Перро. Поэт Ольга Ершова с использованием фрагментов пьесы Елены Гальпериной и текста драматурга Юрия Димитрина создала совершенно другую историю. И что сегодня особенно ценно - спектакль получился оптимистичным, с актуальными шутками и приключениями в духе легенды о "Золушке" как парафраз знаменитой голливудской киносказки "Красотка" Гарри Маршалла. И пара главных героев Синяя Борода (Денис Гречишкин) и Булотта (Виктория Кангина) смотрятся очень элегантно, хотя гастрольная ситуация явно сказалась на качестве музыкального исполнения. Притом что, честно говоря, это не самая сильная партитура Оффенбаха, но в спектакле она элегантно украшена шедевром - баркаролой из "Сказок Гофмана".

МХТ Чехова и "Современник" привезут спектакли на Фестиваль Янковского в Саратов

В балете "Катарсис Данте" все куда мрачнее, серьезнее и пафоснее, ибо речь идет об авторе бессмертной "Божественной комедии". Здесь затрагивается тема формирования души человека и поэта, действуют в одной плоскости повествования разные мифологические и исторические личности - Сизиф, Кассандра, Диоген... Автором спектакля выступил Никита Дмитриевский, использовав музыку, как отмечено в буклете, "современных композиторов", а дальше, как говорится, "угадай мелодию"...

"Ермак" - это тоже современный опус: в 2019 году оперу о покорителе Сибири по заказу Красноярского театра написал Александр Чайковский. Автором либретто стал литератор и поэт Дмитрий Макаров, а постановочную команду оперы, что вобрала в себя и значимый эпизод российской истории, и всегда заманчивую, мистическую тему творческого труда настоящего художника, возглавил режиссер Георгий Исаакян, с которым в тандеме работали художник Вячеслав Окунев и дирижер Валерий Платонов (в Москве место за дирижерским пультом занял Эльдар Нагиев).

Опера состоит из 11 эпизодов, порой сюжетно чрезмерно лаконичных. Связующую нить повествования прочно удерживают исторические персонажи - Суриков (Александр Михалёв) и Ермак (Алексей Бочаров). Они оба - баритоны и интересно создают эффект "зеркальности" в сюжете, где сошлись события эпохи Ивана Грозного и XIX век, когда Василий Суриков создавал свое знаменитое полотно, посвященное покорению Сибири казачьим атаманом Ермаком, общественная жизнь и личная драма художника. А вполне развернутые хоровые сцены роднят эту оперу с традицией русской классической оперы Мусоргского, Римского-Корсакова и Прокофьева.

Сами же гастроли красноярцев свидетельствуют, что не только в столицах, но и "во глубине сибирских руд" происходят необязательно совершенные, но интересные творческие поиски и находки.

Спектакли Театра Образцова в Бразилии встретили аншлагами
Музыкальный театр