Я до сих пор помню свои чувства, когда стояла перед удивительным полотном в картинной галерее одной из российских областей. На ней был берег моря, с камнями и баркасами вдалеке. От полотна, казалось, остро пахло водорослями, и даже воздух в небольшой комнате был другим. Под полотном значилось время создания: 1840 - 1860-е годы, автор - неизвестен.
Проблема "сиротских" произведений существовала всегда. В последние годы она стала обостряться и о произведениях неизвестных авторов заговорили не только музейщики.
Понятно, что в первую очередь это произошло из-за развития интернета - произведения выложены в Сети, их можно видеть, а вот найти автора удается далеко не всегда. Вторая причина неожиданна: резко возрос интерес к отечественному - как российскому, так и советскому историко-культурному наследию.
Уточним, что неизвестный художник - это автор художественных работ, личность и имя которого по какой-либо причине сегодня неизвестно. Имя автора может быть забыто, потеряно, а бывают ситуации, когда имя автора намеренно стерто из истории.
Поправки, которые внесены в Гражданский кодекс РФ, позволят правильно использовать объекты интеллектуальных прав, касающихся нашего наследия. Уточним - речь идет об объектах авторских и смежных прав, срок охраны которых еще не истек. Но вот разрешение на их использование никто не даст, так как его просто невозможно получить - автор или правообладатель произведения неизвестны.
Понятно, что тайны личности неизвестного художника привлекают внимание. Поэтому в последние годы даже очень известные музеи организуют экспозиции таких работ. К примеру, Музей русского импрессионизма организовал выставку "Автор неизвестен. Коснуться главного". На ней были представлены картины рубежа XIX-XX веков, авторство которых до сих пор остается загадкой. Эта была интереснейшая экспозиция.
Под "неизвестным" в законе понимается автор или "иной правообладатель объекта авторских или смежных прав", имя которого или наименование не установлены, либо установлены, но нет сведений о том, где живет правообладатель-физлицо или нет адреса правообладателя-юрлица, чтобы направить ему сообщение.
В круг объектов авторских и смежных прав неизвестных авторов будут включены произведения литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства. Также - фотографические произведения и произведения, полученные "аналогичным фотографии способом". Еще в закон вписаны музыкальные произведения, фонограммы и исполнения.
Имеются в виду, кроме того, и объекты, исключительные права на которые могут использоваться, в частности, "путем распространения или создания копий в электронной форме".
Теперь у тех, кто хочет использовать произведение (не важно, гражданин или организация), автора которого не найти, появится обязанность искать автора. Или попытаться это сделать.
Как искать? В законе это перечислено - обращаться к открытым источникам информации, в организации, управляющие правами на коллективной основе, или использовать общедоступные информационные системы таких организаций, использовать поисковые и информационные системы, идти в архивы и библиотеки.
Еще новшество - сведения о произведениях неизвестных авторов надо включать в отдельный реестр. Если тот, кто ищет автора, не нашел нужных данных в реестре, то аккредитованная организация должна будет разместить на своем сайте объявление о поиске автора. Если в течение 90 рабочих дней автор не найдется, то сведения о произведении занесут в реестр и общедоступную информационную систему.
Важный вопрос - выплата вознаграждения за использование произведений-сирот. Этому будет посвящена отдельная статья Гражданского кодекса. Выплату закон разрешает делать путем зачисления причитающихся средств на номинальный счет, открытый в российской кредитной организации.
Пользователи объектов авторских прав смогут переводить туда вознаграждение в пользу неизвестного правообладателя без его участия. Деньги будут лежать в банке до момента обращения правообладателя к владельцу счета с требованием их отдать. Владельцем счета станет аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе.
Владелец счета может инвестировать находящиеся на счете деньги "на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности", а также удерживать из инвестдоходов средства на покрытие расходов, связанных в том числе с совершенствованием механизмов взаимодействия с авторами. А банки, в свою очередь, должны будут уплачивать проценты за пользование деньгами, находящимися на таком счете.