Успех социалиста во многом зависит от "Левых республиканцев Каталонии", занявших третье место по итогам прошедших в мае парламентских выборов. Представители этой политической силы не стали выдвигать бороться на кресло главы женералитата. Такое намерение высказали лишь лидер Социалистической партии Каталонии Сальвадор Илья и лидер партии "Вместе за Каталонию" Карлес Пучдемон. Правда, к тому дню, когда должно было пройти соответствующее заседание парламента, ни тот, ни другой официально не выставили свои кандидатуры.
Тем не менее в Каталонии начался отсчет двух месяцев, по истечении которых, если законодательный орган так и не выберет никого главой женералитата, парламент автономии будет распущен и будут объявлены новые выборы. Решение должно быть принято до 25 августа.
Остается чуть более трех недель. Но до сих пор неясно, кого поддержат республиканцы: Илью или Пучдемона. Социалисты, правящие в Испании, готовы предложить автономии большую финансовую автономию за поддержку Ильи. Это может стать решающим аргументом.
Пучдемону же нечего предложить, кроме продолжения борьбы за независимость Каталонии. Хотя именно проведение референдума в 2017 году и поставило его вне закона. Уже почти семь лет политик скрывается за границей, поскольку в Испании на него выписан ордер на арест. И вот теперь Пучдемон заявляет, что его изгнанию пора положить конец.
Стоит отметить, что по итогам парламентских выборов в Испании 2023 года победу одержала Народная партия, но она не смогла заручиться поддержкой депутатов, чтобы сформировать правительство. Зато это удалось Испанской социалистической рабочей партии, и премьер Педро Санчес смог сохранить свое кресло. Однако для этого социалистам пришлось пойти на уступки региональным силам, в том числе из Каталонии. Так, они согласились принять закон об амнистии, который бы аннулировал преступления, связанные с процессом обретения Каталонией независимости начиная с 1 января 2012 года.
Именно на него рассчитывал Пучдемон, когда ввязывался в борьбу за кресло главы женералитата. Однако испанский суд посчитал, что растрата государственных средств и финансовые махинации, в которых его обвиняют, не подпадают под амнистию. Оставшись за пределами Испании, каталонец сохранит свободу, но потеряет свой шанс вернуться на политическую арену. Так что, по-видимому, он готов рискнуть.