29.07.2024 22:20
Культура

Фильм-монолог Наталии Солженицыной представили в "Российской газете"

Текст:  Максим Васюнов
Российская газета - Столичный выпуск: №166 (9408)
В "Российской газете" - Солженицыны. Приехали практически всей своей большой семьей. Поводом, если не считать минувшего и продолжающегося юбилея вдовы писателя, Наталии Дмитриевны, стал первый показ самой, пожалуй, личной части трехсерийного фильма Елены Якович: "Наталия Солженицына. Встреча". Личной - потому что именно в эти сто минут, что идет фильм-монолог, Наталия Дмитриевна рассказывает самое, пожалуй, сокровенное для любой женщины - как познакомилась с мужем в августе 1968 года, как возникали между ними чувства и как они строили свое семейное счастье на самых крутых виражах судьбы, вплоть до вынужденного отъезда из СССР. Съемки проходили в той самой квартире на Тверской, где они с Александром Исаевичем жили до высылки, где делали секретные фотокопии "Архипелага ГУЛАГа" и где писателя за эту книгу арестовали в 1974-м. Теперь здесь музей Александра Исаевича и фонд его имени.
Читать на сайте RG.RU
В "Российской газете" показали фильм-монолог Наталии Солженицыной

Почему этот показ и эта встреча - очень теплая, практически семейная - состоялась в "Российской газете"? Редакция - неслучайный адрес для Наталии Дмитриевны, да и для всех Солженицыных.

История родства газеты и семьи началась в тот самый день 1990-го года, когда Владислав Фронин, на тот момент главред "Комсомолки", а ныне - "Российской газеты", позвонил в американский Вермонт, пристанище Солженицыных в эмиграции, - нельзя ли напечатать в СССР впервые после долгой опалы статью писателя "Как нам обустроить Россию?". Трубку тогда взяла Наталия Дмитриевна - она и передала разрешение Александра Исаевича на публикацию. Позже, уже в редакции "Российской газеты", состоялось обсуждение этой статьи. Здесь же презентовали уже в двухтысячных брошюру писателя "Размышления над Февральской революцией". В том же зале, где теперь показали этот фильм-монолог...

Главный редактор Владислав Фронин напомнил об этом Наталии Дмитриевне: "Я, надеюсь, это зал для вас родной. По крайней мере для нас, с тех самых пор вы остаетесь связной между принципом Александра Исаевича "жить не по лжи" - и улицей Правды, где находится наша редакция".

Наталия Дмитриевна сама выбрала редакцию для премьеры фильма, и от такого душевного родства, конечно, отказываться не стала: "Александр Исаевич любил "Российскую газету", и был, честно сказать, поражен когда-то, что в России появилась такая качественная газета - прежде в СССР таких не было".

Счастливо угаданная: Наталия Солженицына, Александр Исаевич и рука судьбы

Именно в этом знакомом зале газеты Солженицыны и собрались для общего семейного фото. Одна проблема - как всех уместить? "Семья у нас большая, вчера считали всех, получилось нас 31 человек", - рассказывала Наталия Дмитриевна. На сцену вышли трое сыновей, их жены, дети... Только правнуков не привезли - малы еще. На большом экране за ними завис известный снимок из Вермонта - вот те же сыновья, Ермолай, Игнат, Степан, но маленькие и вместе с отцом.

Так вышло: редакция стала местом встречи Солженицыных с их собственным прошлым, а на самом деле, с целой большой и непростой историей нашей страны. Об этом, по сути, и фильм - семья писателя на фоне эпохи. Здесь имена и события, как кадры из семейного альбома. Надежда Мандельштам, в квартире которой секретарь Эренбурга Наталья Столярова предложила 29-летней девушке стать помощницей автора самой известной тогда повести, появившейся в "Новом мире", - "Один день Ивана Денисовича". Здесь академик Сахаров, к которому поехал писатель в день их с Наталией Дмитриевной первой встречи. Здесь диссиденты и охота КГБ за Солженицыным. И посреди истории двое.

В одну из наших встреч он вдруг положил мне на плечи руки. В тот момент и ему, и мне стало понятно, что эти четыре руки сплетены навсегда

"Александр Исаевич мог быть очаровательным, любезным, обходительным, но чемпионом в ухаживаниях он нет, не был", - признается в фильме вдова писателя. - Но он умел без всяких слов точно выразить то, что он на самом деле испытывал".

И тут же - эпизод, от которого мурашки... "В одну из наших встреч он вдруг положил мне на плечи руки, это выглядело так, будто бы он меня посвящает в какой-то орден, но я почувствовала тогда, что в этом жесте было что-то еще, кроме доверия ко мне как к помощнице, - вспоминает Наталия Дмитриевна. - В тот момент и ему и мне стало понятно, что эти четыре руки сплетены навсегда, что мы вместе".

Фильм-монолог Наталии Солженицыной показали в "Российской газете"

Всего для фильма было отснято 20 часов откровенного монолога. Из них получилось три фильма, первый - о жизни Наталии Дмитриевны до встречи, а в третьем - жизнь в изгнании и возвращение. Эта часть пока еще готовится к выходу. Не исключено, что и ее презентуют в "Российской газете".

Кстати

Семья - для Солженицыных это не только ближний круг. На показ фильма в "Российскую газету" были приглашены многочисленные друзья, ставшие за годы жизни семьи в России - родными. Легендарный нейрохирург Александр Коновалов, в буквальном смысле продливший писателю жизнь, актер Евгений Миронов, которого сам писатель выбрал на главную роль в сериале "В круге первом", друг Александра Исаевича по эмиграции поэт Юрий Кублановский, глава ВГТРК Олег Добродеев, известный библиофил Михаил Сеславинский, Михаил Швыдкой, директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин, вдова Дмитрия Шостаковича - Ирина Антоновна, которая, как и Наталия Дмитриевна, знает, каково это - жить с неудобным гением...

И в тот же день, 29 июля, в понедельник, пришло известие: президент России Владимир Путин наградил вдову писателя, главу фонда имени супруга Наталию Солженицыну орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. "За большой вклад в развитие отечественной культуры, активную благотворительную и общественную деятельность", - говорится в тексте указа, опубликованном на сайте Кремля. Неделю назад, 22 июля, президент поздравил Наталию Солженицыну с днем рождения, отметив ее вклад в развитие в РФ традиций благотворительности и просветительства. "Главным делом жизни Наталии Дмитриевны является сбережение памяти об Александре Солженицыне, чьи самобытные труды и гуманистические идеи, без сомнения, являются неотъемлемой частью отечественной культуры", - также отметил президент.

Литература "Российская газета"