Дискуссия о необходимости предоставления операторам связи возможности собирать биометрические данные возобновилась после принятия Госдумой законопроекта о том, что продажа SIM-карт иностранцам возможна только после сдачи ими биометрических данных. При этом, по данным операторов, на внутреннем рынке есть полная удовлетворенность спроса на SIM-карты, а значит, SIM-карты для иностранцев остаются одной из немногих точек роста в "классическом телекоме".
Сегодня круг организаций, имеющих право собирать биометрию, строго ограничен. Храниться биометрия может только в государственной Единой биометрической системе (ЕБС), а компании могут получать доступ к ней для удостоверения личности пользователей. Это обеспечивает максимальную сохранность биометрических данных граждан и исключает возможность получения доступа к ним злоумышленникам.
"По статистике МВД, постоянно на территории России проживают 7 миллионов иностранцев и более 12,5 миллиона ежегодно въезжают и уезжают. То есть порядка 20 млн абонентов - это то количество иностранных граждан, которые приобретают SIM-карты и которых придется реидентифицировать и идентифицировать с помощью Единой биометрической системы", - рассказал директор по связям с органами государственной власти "Мегафона" Владимир Месропян.
С ним согласен Андрей Рего, вице-президент МТС по взаимодействию с органами государственной власти. Он сообщил "РГ", что компания всегда настаивала на необходимости обеспечить федеральных операторов связи правом на сбор биометрических данных. "МТС была крупнейшим оператором биометрических данных среди операторов до передачи их в подконтрольную государству единую систему биометрических данных. У нас обеспечены все условия защиты и хранения таких данных. Операторы за многие годы работы с данными подтвердили свои компетенции по соблюдению прав граждан и надежности систем работы с разными типами данных. У операторов связи наравне с банками есть технические возможности исполнить жесткие требования к организациям, которые собирают биометрические данные", - заявил Рего.
Присутствовавший на заседании комитета Госдумы генеральный директор "Билайн" Александр Торбахов посетовал, что "350-й в списке банк пользуется большим доверием регуляторов, чем компания из "большой четверки" федеральных операторов". Главное беспокойство операторов вызвано тем, что, по словам Месропяна, нынешняя процедура предполагает посещение иностранцем как минимум трех организаций для получения SIM-карты: визит в МФЦ для оформления СНИЛС, затем визит в банк или МФЦ, чтобы сдать биометрию, и визит в офис продаж оператора, чтобы оформить SIM-карту. Всего, по словам представителя "Мегафона", на оформление SIM-карты может уйти 20-25 дней.
Такая процедура очевидным образом отсекает от возможности купить SIM-карту туриста, приехавшего в Россию на несколько дней или даже на неделю. Да и большинство тех, кто приехал сюда работать, вряд ли будут готовы потратить столько времени на оформление контракта на связь. Кроме того, обращает на себя внимание и то обстоятельство, что сегодня ряд банков, например Сбер или Т-банк, имеют лицензию оператора связи, а значит, опасаются операторы, смогут предложить услуги связи непосредственно в ходе сдачи биометрии, что поставит операторов в неравные конкурентные условия с банками. При этом, отмечают собеседники, сегодня операторская деятельность также лицензируется, в офисах продаж ведется видеонаблюдение, используется усиленная электронная подпись и многое другое.
В конечном счете, полагает Месропян, "при нарушении лицензии нам грозит административное приостановление деятельности на 90 дней, что равнозначно смерти оператора".
"За банком возможностей государственного надзора значительно больше, - не согласен глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн. - Мы не продаем и не покупаем, мы защищаем права людей. И здесь интересы бизнеса для нас являются, при всем уважении, вторичными".
Сложность дискуссии понимает глава минцифры Максут Шадаев. Он отметил, что "четыре оператора должны получить такие же возможности, как и банки". Шадаев добавил, что ключевым может стать решение вопроса с оборотом "серых" SIM-карт. Оно, по словам министра, покажет добросовестность позиции операторов и то, что они готовы выполнять все требования государства и профильных ведомств. "Как только мы покажем, что мы начали бороться с серым оборотом, позиции коллег начнут корректироваться", - отметил министр.
В ЦБТ, являющемся оператором ЕБС, "РГ" рассказали, что проблема может быть решена иначе. Сегодня прорабатывается несколько вариантов упрощения процедуры подтверждения личности иностранца при оформлении SIM-карты. Основной - предварительная регистрация данных для доступа к сервису.
"Предполагается, что иностранный гражданин сможет регистрировать биометрию с помощью специального мобильного приложения еще до прибытия в Россию. А в пункте пропуска на границе он будет проходить процедуру очного подтверждения биометрических данных. Таким образом, уже на выходе из аэропорта у иностранца будет доступ к различным биометрическим сервисам, в том числе - к сервису подтверждения личности для получения SIM-карты", -рассказали в ЦБТ.